Мир на два фронта
Арабско-израильский саммит в Шарм-эль-Шейхе войдет в историю Ближнего Востока вне зависимости от того, каких результатов добьются израильский премьер Ариэль Шарон, новый глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, президент Египта Хосни Мубарак и иорданский король Абдалла II. Ведь это первый мирный саммит без Ясира Арафата. Даже когда Арафат лично не участвовал в подобных встречах – так было, например, при предыдущем свидании Шарона с Аббасом, тогдашним премьером автономии, - сам факт его присутствия в регионе являлся определяющим.
Арафат был дирижером собственной судьбы – и судьбы жителей Израиля и палестинских территорий. Более всего он походил на водителя троллейбуса из популярной в советское время задорновской юморески: тот всегда ждал пассажирку на остановке и всегда интересовался – добежит или не добежит? А один раз закрыл двери перед самым ее носом и удивился: не добежала! Так и скончавшийся недавно председатель: закрывал двери палестинского троллейбуса перед ближневосточным мирным процессом и лицемерно удивлялся, почему это стреляют и взрывают.
В отличие от Арафата, догматика и диктатора, притворявшегося политиком, Аббас – политик, притворяющийся догматиком. В этом его сила и слабость: с одной стороны, новый глава автономии заинтересован в установлении мира на Ближнем Востоке, потому что только такая мирная передышка даст ему возможность упрочить свое влияние; с другой – Аббасу приходится считаться с настроением авторитетных на палестинской улице экстремистских группировок, все существование которых зависит от шанса на убийство.
Для того чтобы изменить настроения улицы и покончить с террористическими организациями, нужен мир. Для того чтобы был мир, нужно учитывать пожелания террористов. Арафат выходил из этой ситуации просто – для него мир был лишь временным средством для поддержания собственной власти. У Аббаса так вряд ли получится, и он это знает. Но найти выход из заколдованного круга будет непросто.
Именно поэтому даже после объявления перемирия сторонам будет важна поддержка арабских соседей. Палестина нуждается не в перемирии, а в умиротворении и выкорчевывании террористов. Пока Аббас будет делиться с ХАМАСом властью на местах и посылать вчерашних бандитов на починку прохудившейся канализации, египетская разведка должна будет мягко объяснять тем из них, кто не хочет заниматься починкой, что в случае отказа они могут в этой самой канализации оказаться. У египтян это всегда получается лучше, чем у израильтян: им не нужно считаться с западным общественным мнением, после их акций решительно никто не вопит – было бы желание! Но вопрос в том, насколько серьезным будет это желание и насколько оно соответствует расчетам самого Аббаса.
Что же касается израильтян, то им остается только договариваться, надеяться и ждать. Без перемирия и последующего за ним умиротворения террористов рассчитывать на возобновление, а может быть, даже и на начало полнокровного мирного процесса не приходится.
Дословно
Махмуд Аббас
Мы осуждаем эти действия независимо от того, кто их осуществляет - израильские оккупанты или какие-то палестинские группировки. Это не способствует спокойствию, которое необходимо для ведения надежного и серьезного мирного процесса. Нам нужно договориться о взаимном прекращении огня и выйти из порочного круга.
Нашим народам суждено жить бок о бок и делить между собой эту землю.
Мы протягиваем израильскому партнеру руку и призываем к заключению мира.
Партнерских отношений нельзя достичь путем диктата, а мира не добьешься с помощью частичных или односторонних решений.
AP, 15.01.2005
Статьи по теме
Мир на два фронта
Сегодня в египетском городе Шарм-эль-Шейхе премьер-министр Израиля Ариэль Шарон встречается с президентом Египта Хосни Мубараком, королем Иордании Абдаллой II и недавно вступившим в должность президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Ожидается, что на саммите будет объявлено о прекращении огня между Израилем и палестинцами. Аббас явно более миролюбив, чем его предшественник Ясир Арафат, однако вопрос в том, насколько он готов ради мира пожертвовать добрыми отношениями с организациями вроде ХАМАСа.
Непрощенный
Высокопоставленные государственные деятели России и других стран, входящих в так называемую всемирную антитеррористическую коалицию, отдали посмертные почести Ясиру Арафату - одному из отцов-основателей современного терроризма. Президент Путин и многие западные лидеры готовы забыть о кровавых делах покойного из уважения к его политическим заслугам. Однако вряд ли простили бы Арафата невинные люди, погибшие из-за этих заслуг.
Нет человека - нет легенды
Бывает так, что государственный деятель после ухода из жизни продолжает политическое существование в виде мифа, оказывающего влияние на ход истории. Посмертная участь Ясира Арафата иная, полагает обозреватель Граней.Ру Виталий Портников. По его мнению, с кончиной палестинского лидера умрет и миф нем как о великом политике.
Схватка преемников
Пока Ясир Арафат застрял где-то на границе между жизнью и смертью, его соратники пытаются договориться о будущем автономии и фигуре преемника. Которому придется гораздо труднее. Ведь то, что сходило с рук Арафату, никогда не будет прощено никому другому. И в этом вся надежда на нормализацию на Ближнем Востоке, считает обозреватель Граней.Ру.
Я спросил у Ясира...
Парижские врачи ожидают согласия родственников Ясира Арафата, чтобы отключить находящегося в коме палестинского лидера от аппарата искусственного дыхания. Террорист и лауреат Нобелевской премии мира, идеолог беспощадной войны против Израиля и партнер Тель-Авива по мирным переговорам, Арафат уходит в историю. Об уроках его бурной жизни размышляет обозреватель Граней.Ру.