Адамову запретили звонить родным
Власти Швейцарии запретили экс-главе российского Минатома Евгению Адамову, находящемуся в бернской тюрьме, говорить по телефону с родственниками. Это произошло в ответ на интервью, которое он дал радиостанции "Эхо Москвы" без санкции руководства тюрьмы.
Как заявил в четверг РИА "Новости" представитель федерального управления юстиции страны Фолько Галли, Адамов "злоупотребил предоставленной ему свободой действий", и власти Швейцарии больше не могут "полагаться на его честное слово".
Ранее Галли отмечал, что Адамов имеет право говорить по телефону только с родствениками и швейцарским адвокатом.
Запрет на телефонные переговоры с родными носит временный характер. "Адамов может снова получить разрешение на переговоры с родственниками, но при условии, что они будут вестись под надзором", - уточнил Галли.
Гарантии соблюдения Адамовым тюремного режима представители федерального управления юстиции Швейцарии будут обсуждать с его адвокатом Штефаном Веренбергом.
Российский экс-министр дал интервью "Эху Москвы" в минувший вторник. По словам экс-министра, он позвонил из обычного автомата, расположенного на первом этаже изолятора. Это интервью Адамов назвал "правом общаться с судьями, вообще со всякой юстицией", имея в виду народ как "высшего судью".
В телефонном интервью Адамов объяснил, почему до недавних пор отказывался от упрощенной экстрадиции в Россию. По словам экс-министра с момента ареста он "говорил одно и то же": что хочет вернуться на родину. Однако официального согласия на упрощенную процедуру выдачи России Адамов не давал, ожидая решения суда о незаконности его ареста.
Когда 10 августа Верховный суд Швейцарии подтвердил законность ареста российского чиновника, Адамову пришлось выбирать между США и Россией – и он выбрал Россию.
Адамов не исключил также, что власти США могут попытаться выведать у него государственные секреты, добившись его экстрадиции.
Подтверждением этого, по мнению Адамова, является то, что "американская юстиция не воспользовалась возможностью выслушать его в суде как свободного человека".
Поэтому, сказал Адамов, вопрос о его экстрадиции в США, где к нему могут быть применены пытки и психотропные средства, "должен заботить тех людей в Швейцарии, которые будут принимать это решение".
По его словам, до сих пор никто не пытался выведать у него гостайну. В швейцарской тюрьме, где он находится, к нему "не допускают никого, кто не соответствует его желанию, и не прошел договоренности с адвокатами".
Адамов заявил также, что, возможно, не всегда следовал букве закона, однако делал это для спасения своего предприятия. "Я хочу спросить самого себя - чист ли я перед законом, - сказал он. - Спасая от государства государственное же предприятие, конечно, я не всегда думал о том, чтобы одновременно эти непомерные налоги, назначенные тогда, отдать. Я творил полное беззаконие, когда заставлял частные предприятия делиться прибылью с государственным предприятием".
Адамов сообщил, что условия его содержания в швейцарской тюрьме вполне нормальные. "Холодильника и душа в камере нет, но есть телевизор, - рассказал он. - Начальница тюрьмы - очаровательная женщина, которая знает много языков и даже учит сейчас арабский язык, так как в этом учреждении много постояльцев из этих стран".
Власти США обвиняют Адамова в присвоении более 9 миллионов долларов, выделенных администрацией США на повышение безопасности российских ядерных объектов. По совокупности обвинений, которые насчитывают 20 пунктов, бывшему главе Минатома России грозит в США наказание в виде тюремного заключения сроком до 60 лет и штраф в размере 1,75 миллионов долларов.
И Москва, и Вашингтон направили в Швейцарию требования экстрадировать Адамова, однако российские власти сделали это раньше, чем американские.
Дословно
Евгений Адамов
Попытка моей экстрадиции (в США) - это надежда убить крупную дичь, попытка попугать все стадо... Это - не обвинение по бизнесу. Я им не нужен просто в суде. Им нужен привезенный насильственно, со связанными руками носитель государственных секретов.
Я хочу предстать перед судом, участвовать в опровержении абсурдных обвинений. Но их не устраивает мое присутствие на суде, я им нужен в наручниках, насильственно доставленный.
Бородина когда арестовали, им не этот сказочник и любитель анекдотов был нужен. Им Ельцин был нужен.
Главная задача - доказать, что вся власть в России продажна и такую страну с ядерным оружием оставлять не под контролем нельзя.
Я вырос в Советской стране, для меня интересы государства, работы, коллектива на первом месте, и даже если даже я не смогу предотвратить этого (разглашения гостайны. – Ред.), то использую все возможности на 100 процентов, чтобы этого не произошло.
"Эхо Москвы", 06.09.2005