статья Прощание со сферой давления

Виталий Портников, 06.03.2005
Владимир Воронин. Фото с сайта www.obriy.pib.com.ua

Владимир Воронин. Фото с сайта www.obriy.pib.com.ua

Поездка президента Молдавии Владимира Воронина в Киев к Виктору Ющенко и приезд в Кишинев грузинского лидера Михаила Саакашвили превратили выборы в молдавский парламент в одну из главных политических тем на постсоветском пространстве. Вновь – противостояние. Вновь – революционные лидеры против Москвы. Только в Молдавии все перевернулось с ног на голову.

Кумиры "революции роз" и "оранжевой революции" активно, не таясь, поддерживают действующую – к тому же коммунистическую - власть, Россия же осторожно, без громких заявлений, помогает оппозиции. Лидер молдавских коммунистов, который по сути своей биографии и идеологии должен тяготеть к Москве, призывает к европейской интеграции. А представители оппозиции – демократы – говорят о необходимости улучшить отношения с Москвой.

Но если внимательнее присмотреться к происходящему, станет понятно, что ничего неожиданного не происходит. Молдавские коммунисты еще несколько недель назад стали разъяснять зарубежным журналистам, что никакой революции в Кишиневе ожидать не следует, потому что революция... уже была, когда они победили на парламентских выборах. Самое удивительное, что это правда. Революция – в понимании замены одного слоя номенклатуры другим, оппозиционным, – в Молдавии действительно произошла, когда на смену президенту Петру Лучинскому и рыхлой коалиции бюрократов пришла команда Владимира Воронина. И то, что Воронин называет себя коммунистом, а Саакашвили и Ющенко аттестуются как демократы, свидетельствует исключительно о разнице во времени – на момент победы Воронина на постсоветском пространстве еще актуальны были популистские лозунги с акцентом на ностальгию и Москву, сегодня так же популярны популистские лозунги с акцентом на Европу. Не случайно же молдавские коммунисты обещают заменить название партии после возможной победы на выборах. А почему бы и не заменить?

И будет Владимир Воронин социал-демократом не хуже Александра Квасьневского, верного друга революционеров Восточной Европы. При этом угрызения совести по поводу того, что он обещал избирателям дружбу с Россией, а обещаний не выполнил, вряд ли будут мучить молдавского президента.

Прежде всего потому, что Воронин, приходя к власти, действительно был пророссийским политиком. Но Кремлю этого оказалось недостаточно. Российское руководство стало воспринимать руководителя Молдавии как губернатора, главная задача которого – беспрекословно выполнять поступающие указания. Все попытки Воронина хотя бы намекнуть на то, что и у него есть свои интересы, стали восприниматься как проявление нелояльности.

История с Ворониным – яркая иллюстрация того, что пророссийским политиком на постсоветском пространстве быть нельзя. Можно - только подроссийским. Ну а уж это, судя по недавним выборам в Абхазии, не могут позволить себе даже элиты самопровозглашенных республик.

Так что Москва проспала свою первую постсоветскую революцию и теперь пытается разве что уменьшить воронинское влияние путем перенесения украинского опыта на молдавскую почву. Но это вряд ли поможет. И лучше всего дал это понять Москве президент Соединенных Штатов. Когда Джордж Буш выступал в Братиславе, он не случайно сказал о грядущей демократизации в Молдавии и Белоруссии. В данном конкретном случае под демократизацией подразумевается не смена власти и даже не безупречные выборы – а окончательное прощание с российской сферой давления, которое все еще выдается за влияние.

СМ. ТАКЖЕ:
Prognosis.Ru: Выборы в Молдове: революции не будет

Виталий Портников, 06.03.2005


новость Новости по теме