Гость из будущего
Сегодня в Москву прибывает молдавский президент Владимир Воронин. Его первый официальный визит в Россию со времени избрания президентом Молдавии - событие само по себе знаменательное. Воронин - первый президент-коммунист страны СНГ, прибывающий в столицу бывшего СССР. Вернее, первый "новый" коммунист. В конце концов, кем были его предшественники? Мирча Снегур, сейчас считающийся одним из лидеров правых, был членом бюро и секретарем ЦК компартии Молдавии. А Петр Лучинский в горбачевские времена дослужился до члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС по идеологии - положение, о котором "тяжеловесы" российской политической сцены Борис Ельцин и Евгений Примаков могли только мечтать, а "тяжеловес" Виктор Черномырдин и мечтать не мог.
Но Воронин - представитель нового поколения коммунистической номенклатуры, номенклатуры "третьего" сорта (первосортная была сметена начавшимися переменами, и только отдельные ее представители, но не сам слой, удержались у власти, возглавив "демократические" преобразования, а "второсортная" легко перелицевалась в такие демократы - куда там твоей Новодворской!). Эта номенклатура восстановила коммунистические партии на всем пространстве бывшего СССР, где разрешена многопартийная система, и жила до сих пор припеваючи, находясь с властью в состоянии пакта о грехопадении: мы вас беспощадно критикуем с парламентских трибун, живя не хуже критикуемых (обязательное условие), вы используете нас как вечное пугало на выборах, проводя в парламент лишенные всякой идеологии кроме "а-то-коммунисты-придут" партии власти.
Однако в Молдавии, недальновидно превращенной правыми в парламентскую республику, случился сбой: коммунисты впервые победили, да так, что смогли легко избрать своего президента на подзабытом за эти десятилетия пленуме ЦК: сессия парламента только штампует его решения.
Не нужно объяснять, что противники коммунистов следят за их неожиданным триумфом с нескрываемым злорадством. Как Воронин и его товарищи будут управляться с экономической ситуацией в республике, выполнять целый ряд невыполнимых популистских обещаний, не знает никто, даже пленум ЦК. В этой связи вся надежда на Россию. Однако насколько эта надежда оправдана? Воронин может, конечно, выступить в роли еще одного Лукашенко, пытаясь обменять внезапно вспыхнувшую любовь молдавского народа к русскому на экономическую помощь, списание долгов и проч. Однако насколько выгодно России продемонстрировать, что коммунисты действительно могут управлять государством? Ведь электорату Геннадия Зюганова не объяснить, что эффективность такого управления обеспечена российскими деньгами, а Зюганову, стань президентом он, брать деньги будет неоткуда. Конечно, я понимаю, что Геннадий Андреевич вполне безопасен для Владимира Владимировича, но в моменты экономических потрясений, от которых Россия отнюдь не застрахована, влияние левых будет неизбежно расти - и стоит ли давать им в руки молдавский козырь? Что реально могут сделать в Москве, так это, воспользовавшись экономическими трудностями Молдавии, помочь российскому бизнесу получить контрольный пакет в молдавской экономике - но для этого Владимир Воронин должен решиться на приватизацию стратегических объектов страны - причем приватизацию по-чубайсовски! Чего реально ждут от Москвы в Кишиневе - так это реального решения приднестровской проблемы. Чего делить-то, когда с обеих сторон, как во вьетнамо-китайской войне, красные флаги...
Боюсь, что участников переговоров постигнет разочарование и дальше слов они не продвинутся. Кишинев вряд ли может отдать России молдавскую экономику: во-первых, потому что Россия хочет брать частями, а Воронину нужно сразу, во-вторых, потому что частями новый молдавский президент не может, так как связан собственными конфиденциальными обязательствами перед поддержавшими его на выборах предпринимателями. Не будем же мы настолько наивными, чтобы поверить, будто молдавские коммунисты, в отличие от российских, ходят только на митинги, а с предпринимателями не сотрудничают и сами предпринимателями не являются...
Решение приднестровской проблемы тоже вряд ли будет скорым и легким. И не только потому, что сами руководители Приднестровья отнюдь не считают себя коммунистами, а министр иностранных дел самопровозглашенной ПМР Валерий Лицкай сразу после выборов предсказал Молдавии "болгарский вариант". А еще и потому, что руководство ПМР обладает весьма высокой степенью самостоятельности: не будет так, что Москва сказала - и ПМР самоликвидировалась. Необходим целый комплекс мер, сильный нажим. Но Москве-то это зачем? А Кишиневу? А Тирасполю? Черная дыра, образовавшаяся на месте приднестровской таможни, выгодна множеству людей. Их число сравнимо с населением самой ПМР, а по влиянию на процессы их с населением и сравнивать нельзя.
Словом, нам скорее всего придется стать свидетелями очередной эпохи слов без последствий: Владимиру Воронину нужно будет просто привыкнуть, что в Москве нужно красиво разговаривать, не ожидая реальных результатов. Так, как разговаривает Лукашенко...
В отдельно взятой стране - Грани.Ру, 26.02.2001
Россия-Белоруссия (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Гость из будущего
Эта номенклатура восстановила компартии на всем пространстве бывшего СССР, где есть многопартийная система, и жила до сих пор припеваючи, находясь с властью в состоянии пакта о грехопадении: мы вас беспощадно критикуем с парламентских трибун, вы используете нас как вечное пугало на выборах, проводя в парламент лишенные всякой идеологии кроме "а-то-коммунисты-придут" партии власти.