Фильмы о войне в Чечне посмотрят члены парламентов Великобритании, Франции и Германии
Документальные фильмы о войне в Чечне разосланы всем членам Английского парламента и Конгресса США, говорится в пресс-релизе Фонда гражданских свобод, организатора этой акции. На этой неделе они будут направлены также французским и немецким парламентариям. Рассылка более 2000 видеодисков приурочена к выборам в Чечне.
Материалы, подготовленные консорциумом правозащитных организаций, включают четыре независимых документальных фильма, посвященных различным аспектам войны: зверствам против мирного населения, ограничениям деятельности журналистов в Чечне; предполагаемой причастности российских спецслужб к терактам в Москве в 1999 г, послужившим поводом для войны, и применению смертоносного газа спецслужбами во время прошлогодней осады театра на Дубровке, в результате чего погибло 137 невинных заложников.
Председатель ФГС Борис Березовский заявил, что рассылка материалов - "способ напомнить западному политическому истеблишменту, что на глазах у всех совершаются самые страшные зверства в Европе со времен Второй мировой войны." "Это - персональная война Путина, которая обернулась катастрофой для России и продолжается в значительной степени благодаря поддержке Путина лидерами ведущих западных стран. Большинство россиян настаивает на прекращении этой бойни. Перестаньте помогать г-ну Путину в проведении его безумной политики", - призвал бизнесмен и политик.
Фильмы были представлены на международном документальном фестивале "Чечня", организованном ФГС совместно с "Международной амнистией", "Международной Хельсинкской федерацей за права человека", Московским центром им. Андрея Сахарова и "обществом 'Мемориал'.
На прошлой неделе российские власти заставили московский кинотеатр отменить показ фильмов. До этого фильмы были показаны в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке.
В число разосланных фильмов входят:
"Убийство с международного согласия",
"Чеченская колыбельная",
"Покушение на Россию",
"Террор в Москве".
Справка
Семь вопросов президенту Бушу о его друге президенте Путине
(Опубликовано 23.09.2003 на правах рекламы в газетах New York Times, Washington Post, Wall Street Journal, Financial Times, The Times и Daily Telegraph; на днях будет опубликовано в Le Monde, Frankfurter Allgemeine и La Repubblica)
Уважаемый г-н Президент,
Вы сегодня принимаете в своей стране Президента России. Мы всегда были уверены, что Россия будет продолжать играть важную роль в современном мире. Мы уверены, что Вы это понимаете.
Г-н Президент, Вы неизменно подчеркиваете, что г-н Путин - не только Президент России, но и Ваш личный друг. Любой человек вправе выбирать себе друзей. Но дружба предполагает наличие общих ценностей.
Влияние США в мире огромно. Поэтому важно, чтобы в Вашей дружбе следующие вопросы не остались без ответа.
Господин Президент, известно ли Вам:
1) что за время президентства Путина разрушены независимые демократические институты в России? Парламент, суды, средства массовой информации фактически поставлены под контроль власти, а выборы превратились в фикцию? Таким образом российская конституция 1993 г., открывавшая путь демократического развития страны уничтожена?
2) что за время правления г-на Путина совершены военные преступления и геноцид в Чечне?
3) что есть многочисленные предположения о причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в сентябре 1999 года, когда погибло 294 человека? Что эти теракты стали предлогом для войны в Чечне? Что Кремль подавил парламентское расследование этих терактов и засекретил всю информацию?
4) что в октябре 2002 года для предотвращения теракта в театральном центре в Москве спецслужбы применили смертоносный газ, в результате чего погибло 129 мирных граждан?
5) что антисемитизм и ксенофобия используются спецслужбами для демонизации крупного бизнеса и нагнетания военной истерии, как это происходило в Германии при захвате и консолидации власти нацистами?
6) что за годы путинского правления выходцы из спецслужб – ветераны советского КГБ – заняли больше половины важнейших государственных постов?
7) что органы правопорядка используются в политических целях, фабрикуются уголовные дела, международное сообщество вовлекается в подавление политической оппозиции через процессы экстрадиции? Общество сковал страх, оппозиционные политики и журналисты все чаще становятся жертвами нераскрытых покушений. Что впервые за 10 лет в России вновь появились политические заключенные?
Мы хорошо понимаем, что в США тоже много нерешенных проблем. Но США - демократическая страна, в которой никому нельзя заткнуть рот, нельзя подавить оппозицию.
Демократические традиции позволяют вашей стране находить выход из самых сложных ситуаций.
В 90-х годах прошлого века Россия смогла победить коммунистическую тоталитарную систему. Мы уверены, что и сегодня в стране достаточно сил, чтобы самостоятельно решить наши проблемы. Но для этого очень важно, чтобы ведущие демократии мира четко следовали принципам, провозглашенными президентом Р. Рейганом: "Мы обязаны быть тверды в наших убеждениях, что свобода не прерогатива счастливого меньшинства, но неотъемлемое и универсальное право всего человечества".
Г-н Президент, 16 июня 2001 года, в начале Вашего знакомства с Президентом Путиным, Вы сказали: "Я посмотрел этому человеку в глаза и нашел его прямым и заслуживающим доверия. Он честный прямой человек, который любит свою страну, любит свою семью. У нас много общих ценностей".
Господин Буш, воспользуйтесь шансом - посмотрите еще раз в глаза Вашему другу.
Борис Березовский - лидер партии "Либеральная Россия", заместитель секретаря Совета безопасности РФ в правительстве Б.Ельцина
Елена Боннэр – председатель фонда Андрея Сахарова
Владимир Буковский – бывший политзаключенный
Иван Рыбкин – лидер партии "Либеральная Россия", председатель первой Государственной думы РФ, секретарь Совета безопасности РФ в правительстве Б. Ельцина
Руслан Хасбулатов – первый глава российского парламента
Дословно
Александр Ткаченко
Если посмотрите все эти фильмы, то вообще-то это фильмы о гуманитарной катастрофе, которая произошла в Чечне за эти годы. И если сейчас [фестиваль] под угрозой срыва, практически уже наполовину его сорвали, то фактически люди не могут высказаться, это идет чистейшая цензура, чистейшее нарушение прав человека на право получения информации. А самое главное, что на право самовыражения. Ведь несмотря на то что фильмы документальные, все эти фильмы имеют художественный смысл. В связи с этим хотел бы сказать, что совсем недавно, 2-3 дня назад, Путин заявил в Нью-Йорке, что ФСБ не имеет права вмешиваться в гражданское общество, оно должно блюсти только права государства.
"Эхо Москвы", 01.10.2003
В связи с тем, что вторая часть войны прошла уже при новом отношении к этой войне у руководства страны и журналисты уже не имели право брать интервью у другой стороны, мы многое пропустили. Вообще общество было введено в заблуждение относительного того, что именно происходит на территории Чечни. И если в период первой войны было много материалов и с той и с другой стороны, то сейчас материалы подаются очень односторонне. Фильмы дают возможность более широко взглянуть на проблему. Меня больше всего в этом фестивале интересует, насколько велика гуманитарная катастрофа. Мне кажется, что если бы мы не увязли в чеченской проблеме, то сейчас у нас была бы демократия совсем иного рода. Поэтому я считаю, что сейчас мы должны увидеть, что же действительно там происходило и происходит сейчас. В этих фильмах мы должны увидеть правду об этой войне, которая принесла только горе, страдания людям с обеих сторон. Эта уже десятилетняя война истоптала Чечню - может быть, фестиваль поможет кому-то понять это. Может быть, увидев ужасы чеченской кампании без цензуры, общество начнет требовать от правительства политической воли к тому, чтобы прекратить эту войну.
Грани.Ру, 30.09.2003
Валентина Мельникова
Меньше всего я связываю правозащитные действия с выборами. Вот так сложилось, что сейчас идет предвыборная кампания, и возможно, то, что будет показано на фестивале фильмов о Чечне, у политиков вызовет хоть какие-то эмоции, какой-то отклик - может быть, люди поймут, что происходит на чеченской земле. Но меньше всего я бы стала связывать это с выборами. Это не первый правозащитный фестиваль, и не первый раз показывают документальные фильмы, просто это возможность достаточно широко осветить происходящее в Чечне. Возможно, для многих российских граждан это будет новостью. На мой взгляд, трудно говорить в России о каком-то общественном мнении: существует мнение журналистов, существует мнение правозащитников, существует мнение работников искусства, существуют политические соображения, но по крайней мере у нас есть возможность составить впечатление о том, куда могут отправлять наших солдат, за что гибнут наши солдаты и офицеры на чеченской земле.
Еще один важный аспект – фестиваль демонстрировался не только в Москве, но и в других странах. Мир должен понять, что слова Путина о том, что в Чечне сейчас мир, не соответствуют действительности, что выборы президента Чечни, которые там будут проводить, это выборы на штыках.
Грани.Ру, 30.09.2003
Статьи по теме
Америка не забывает о Чечне
Старания Кремля представить миру чеченскую войну как часть глобальной борьбы с международным терроризмом терпят неудачу. На этой неделе в столице США произошли два события, показывающие, что американцы по-прежнему обеспокоены положением дел в многострадальной республике, прежде всего катастрофической ситуацией с правами человека. Это фестиваль документальных фильмов о Чечне и выступление представителя Госдепартамента, подвергшего критике чеченскую политику Москвы.