МИД против Госдепартамента: Запад опять подводит Россию
Необъективным и тенденциозным считают в российском МИДе недавнее выступление о ситуации в Чечне заместителя госсекретаря США Стивена Пайфера в комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе при Конгрессе США. Об этом говорится в комментарии департамента информации и печати МИД РФ.
"В Москве вызвало недоумение это выступление. Оно проникнуто необъективностью и тенденциозностью, изобилует утверждениями, противоречащими реальному положению в Чечне и ни в коей мере не отвечающими достигнутой степени российско-американского взаимопонимания", - говорится в комментарии МИДа.
"Решительные возражения, в частности, вызывает попытка поставить под сомнение легитимность предстоящих президентских выборов в Чечне", - отметили в МИД. Для российской стороны такая постановка вопроса совершенно неприемлема, говорится в комментарии. "Подготовка к этим выборам ведется в строгом соответствии с чеченским и федеральным законодательством, общепризнанными международными стандартами, в полностью демократической обстановке", - сообщили в МИД России.
В Чечне силами правопорядка принимаются все необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность и не допустить в период выборной кампании каких-либо эксцессов. На выборы приглашены международные наблюдатели, в том числе и американские представители, которые могут сами убедиться в демократичности избирательного процесса, отметили в МИД РФ.
В Москве полагают, что выступление Стивена Пайфера оперирует стереотипами прошлого и бросает тень на еще не состоявшиеся выборы. "Все это не имеет ничего общего с коренными интересами российско-американского сотрудничества", - говорится в комментарии МИД. Российская сторона открыта к диалогу по чеченским делам с международным сообществом, в том числе и с США, и неоднократно доказывала это, считают в МИД РФ.
"Но этот диалог должен носить конструктивный характер, способствовать улучшению обстановки в Чечне", - отмечено в комментарии.
"Общепризнано, что Россия ведет в Чечне тяжелую борьбу с одним из наиболее опасных ответвлений международной террористической сети, - добавили в МИД России. - И как член антитеррористической коалиции Россия вправе рассчитывать в этой борьбе на подлинную солидарность других государств".
Комментарий
Внешнеполитическое ведомство Российской Федерации, как обычно, берет неопровержимой логикой. Первое: "Россия ведет в Чечне тяжелую борьбу с одним из наиболее опасных ответвлений международной террористической сети". Второе: "подготовка к этим выборам ведется в строгом соответствии с чеченским и федеральным законодательством, общепризнанными международными стандартами, в полностью демократической обстановке".
Мы ведь даже международных наблюдателей пригласили, чтобы они все это засвидетельствовали. И совершенно непонятно, с чего вдруг они уперлись и отказываются ехать на наши демократические выборы. Может быть, что-то не так с международными стандартами демократических выборов, если они "запрещают проведение голосования на территории, охваченной боевыми действиями"?
Дословно
Стивен Пайфер
(О настоящем и будущем Чечни)
К сожалению, с момента моего последнего доклада положение мирных жителей Чечни лишь ухудшилось. Вооруженный конфликт в республике продолжается уже четыре года. Потери, как среди чеченцев, так и среди российских военных, продолжают расти. Условия жизни подавляющего большинства чеченцев – как в самой Чечне, так и в соседних республиках, по-прежнему ужасны. В Чечне все еще имеют место нарушения прав человека; участились случаи террористических актов со стороны чеченских экстремистов. Хотя российское правительство прикладывает определенные усилия для того, чтобы найти политическое решение проблемы путем избрания президента Чечни, совсем не очевидно, что подобные шаги способны привести к установлению мира в республике.
Сохраняющаяся нестабильность в Чечне осложняет как глобальную борьбу с международным терроризмом, так и налаживание российско-американских отношений. Хаос и безвластие, ставшие результатом первой чеченской войны, привлекли в республику международных террористов. Отношение российских военных к местному населению в ходе нынешней войны, в свою очередь, привело к росту экстремизма, еще более обострив конфликт. Черно-белое видение конфликта российскими властями делает сотрудничество в антитеррористических действиями крайне сложным, пробуждая симпатию местного населения к экстремистским организациям, и подрывая доверие к своим действиям мировой общественности. Это, в свою очередь, негативно сказывается на российско-американских отношениях...
Нарушение прав человека в Чечне остается проблемой, наиболее волнующей Соединенные Штаты. Точное число пострадавших от действий россиян неизвестно, поскольку власти тщательно ограничивают доступ международных правозащитных организаций к точным данным. Тем не менее, заслуживающие доверия международные – чеченские, российские и западные – организации продолжают сообщать о случаях похищений, пыток и внесудебных убийств, совершаемых российскими военными...
Война и нарушения прав человека в Чечне – один из главных вызовов нашему сотрудничеству с Россией. Наша администрация постоянно напоминает российскому правительству о необходимости принятия конкретных шагов для решения этой проблемы...
Единственный выход из порочного круга непрекращающихся вооруженных конфликтов на Кавказе мы видим в безоговорочном соблюдении прав человека. Кроме того, мы напоминаем нашим российским партнерам, что, признавая территориальную целостность Российской Федерации, мы продолжаем настаивать на политическом урегулировании конфликта.
"Современное положение и будущее Чечни", 16.09.2003
Обращение Инициативной группы 'Общее действие'
Правозащитники не должны поддерживать иллюзию законности выборов "первого президента Чеченской республики" в октябре 2003 года
На территории Чеченской республики восьмой год идут боевые действия, население Чечни живет в условиях фактического военного положения. В последние два года к этому добавился террор кадыровских "охранников", ставший для жителей не менее опасным, чем произвол российских военных и террористические акты и вылазки.
Мы убеждены, что в такой обстановке назначенные на 5 октября 2003 года выборы "первого президента Чеченской республики" столь же незаконны, как и проведенный в марте "конституционный референдум". Российское законодательство и международное право прямо запрещают проведение голосования на территории, охваченной боевыми действиями, фактически в условиях чрезвычайного положения, в ситуации, когда существенно ограничиваются возможности для свободного волеизъявления граждан.
Кроме того, невозможно серьезно говорить о легитимности голосования, призванного определить на многие годы судьбы Чеченской республики, до того времени, когда в таком волеизъявлении смогут принять участие те граждане разных национальностей, которые покинули ее за последние 12 лет и желают в нее вернуться в условиях безопасности.
20 августа представители 28 чеченских общественных организаций обратились к российской и международной общественности с призывом "не придавать своим участием видимость чистоты грязному действу", не освещать своим присутствием предстоящий фарс, не стать соучастником преступления. В обращении указывается, что в Чечне не выполнено ни одно из сформулированных Советом Европы условий для свободных выборов, поэтому представители неправительственных организаций должны не дать себя обмануть, участвуя в контроле над выборами в Чечне.
Мы разделяем озабоченность чеченских общественных организаций, считающих, что любое направление неправительственными организациями наблюдателей, особенно через официальные структуры, недопустимо, так как создает видимость легитимности этих выборов.
Участники Инициативной группы "Общее действие" выражают огромную озабоченность попытками власти использовать авторитет правозащитного сообщества для создания иллюзии законности назначенных на 5 октября 2003 года выборов "первого президента Чеченской республики".
Мы видим особую опасность проведения выборов в Чечне в том, что в нынешних условиях они создают дополнительные политические и юридические препятствия для начала реального процесса мирного урегулирования и провоцируют эскалацию военных действий.
С учетом всех этих обстоятельств, мы призываем представителей российской общественности, особенно правозащитников, не участвовать в качестве официальных наблюдателей на октябрьских выборах в Чечне. Во время избирательной кампании и выборов, те из нас, кто работает в Чечне, будут продолжать следить за нарушениями прав человека в Чечне и граничащих с ней регионах.
Мы считаем, что волеизъявление граждан Чеченской республики должно происходить только после прекращения военных действий и добровольного возвращения значительной части вынужденных переселенцев, в рамках общего мирного процесса, с учетом мнения основных общественных сил республики, в том числе и политического руководства сепаратистов.
Инициативная группа "Общее действие":
А.В. Бабушкин, Комитет "За гражданские права";
Е.Г. Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Л.В. Вахнина, правозащитник;
С.А. Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Л.И. Графова, Международное общественное движение "Форум переселенческих организаций";
В.М. Гефтер, Л.С. Левинсон, Институт прав человека;
С.А. Ковалёв, депутат Государственной Думы РФ;
М.Н. Ланда, правозащитник;
В.Н. Ойвин, правозащитник;
Л.А. Пономарёв, Движение "За права человека";
Ю.В. Самодуров, Музей и Общественный центра имени Андрея Сахарова;
С.Е. Сорокин, Движение ненасилия;
Э.И. Черный, "Экология и права человека";
священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести
09.09.2003