новость В Лондоне ставят диагноз мертвому чеченскому лидеру

01.07.2003
Турпал-Али Атгериев. Фото с сайта NTVru.com

Турпал-Али Атгериев. Фото с сайта NTVru.com

В магистратском суде Лондона на Боу-стрит, где слушается дело об экстрадиции Ахмеда Закаева, во вторник продолжился перекрестный допрос свидетелей защиты. Как передает корреспондент Граней.Ру, прокурор Джеймс Льюис допросил бывшего секретаря Совбеза РФ Ивана Рыбкина, который утверждает, что в 1996 году, когда вел мирные переговоры с Чечней, получил из Генпрокуратуры справку о том, что в отношении Закаева не возбуждено никаких уголовных дел. Прокурор сообщил, что российская сторона не оспаривает это утверждение Рыбкина.

В ходе допроса Рыбкина вновь подробно обсуждалась судьба чеченских полевых командиров, попавших в руки федералов. Накануне в суде были зачитаны справки из российского ГУИНа и прокуратуры о причинах смерти Салмана Радуева и Турпал-Али Атгериева и о расследовании исчезновения Руслана Алихаджиева. Рыбкин в ходе допроса сообщил, что был знаком с Атгериевым - тот отличался крепким здоровьем. Между тем согласно заключению тюремных врачей Атгериев скончался от хронического бронхита. Рыбкин предположил, что речь шла об атипичной пневмонии: "Странно, что за шесть месяцев он вдруг умер от простого бронхита. Вот я читаю медицинское заключение и вижу следующее: дистрофия печени, дистрофия почек, дистрофия всех внутренних органов... Как мог здоровый молодой парень, которого я знал, так быстро дойти до такого состояния?.. Я не доктор, но даже мне видно, что тут речь не идет просто об ухудшении здоровья". Рыбкин считает, что британский суд должен назначить независимую экспертизу причин смерти Радуева и Атгериева.

Что касается Алихаджиева, то российская сторона представила документы, из которых следует, что бывший спикер чеченского парламента никогда не задерживался правоохранительными органами или спецслужбами. Рыбкин заявил, что не доверяет этой информации, поскольку в 2000 году, когда появились сообщения о задержании Алихаджиева, это подтвердил, выступая по телевидению, генерал Манилов.

Допрошенный в качестве эксперта правозащитник и депутат Госдумы Юлий Рыбаков сообщил, что по его сведениям Салман Радуев умер не в больнице, как утверждается в документах ГУИНа, а в камере, после того как получил несколько ударов по почкам. Рыбаков отказался раскрыть свой источник информации по соображениям безопасности. Он подробно говорил о применении пыток к подследственным и заключенным. По его словам, насилие в российской правоохранительной системе является не исключением, а правилом. Рыбаков привел пример с показанным по телевидению эпизодом ареста подозреваемого по делу "оборотней". Забаррикадировавшемуся в собственной квартире милиционеры кричали:"Одна минута промедления - одно сломанное ребро". "Это звучало на всю страну, но никого это не удивило", - отметил Рыбаков. Работая в Госдуме, он получил около 50000 жалоб от заключенных, из них более половины жалуются на пытки.

Допрос журналиста Андрея Бабицкого свелся к выяснению того, был ли он осужден за государственную измену и может ли в связи с этим давать показания в суде. Прокурор спросил Бабицкого, правда ли, что тот пользовался поддельными документами. Бабицкий сообщил, что пользовался документами, подготовленными для него спецслужбами, и что не имеет смысла рассматривать этот эпизод, не зная контекста ситуации, поскольку речь шла о сохранении его жизни.

Прокурор Льюис отказался от перекрестного допроса еще одного свидетеля со стороны защиты - руководителя "Мемориала" Александра Черкасова. Следующее заседание суда по делу Закаева состоится 10 июля.

Напомним, что Россия обвиняет Закаева в причастности к терроризму, убийствах и пытках. Защита доказывает, что обвинения политически мотивированы, а Закаев умеренный лидер, которому в случае экстрадиции грозят пытки и смерть в тюрьме.

ОХОТА НА ЗАКАЕВА: все подробности дела

01.07.2003


новость Новости по теме