новость Дело Закаева: воскресший священник едет в Лондон

30.06.2003
Отец Филипп.Съемки НТВ

Отец Филипп.Съемки НТВ

В понедельник на слушаниях по делу об экстрадиции Ахмеда Закаева обвинение сделало сенсационное заявление о том, что в качестве свидетеля в лондонский суд будет вызван отец Филипп (в миру Сергей Жигулин). По словам прокурора, этот свидетель готов дать показания через несколько недель. Таким образом, ясно, что процесс по делу Закаева затянется надолго, передает корреспондент Граней.Ру из Лондона.

Отец Филипп, он же (до принятия монашества летом 1996 года) отец Сергий, был похищен 29 января 1996 года в Урус-Мартане. Перед этим он бывал в доме у Закаева и вел с ним переговоры об освобождении российских солдат-заложников. Первоначально прокуратура утверждала, что Закаев расстрелял священника. Однако отец Филипп оказался жив и в конце 2002 года сделал ряд противоречивых заявлений по поводу роли Закаева в событиях 1996 года.

Правозащитник Сергей Ковалев, выступавший свидетелем со стороны защиты, усомнился в независимости отца Филиппа, который вспомнил некоторые подробности своего плена лишь через несколько лет после освобождения. Подозрения Ковалева вызвал тот факт, что отец Филипп был единственным заложником, которого после освобождения поместили в ЦКБ. А перед этим священника принял Сергей Степашин, который к тому моменту только что оставил пост директора ФСБ.

Кроме того, Ковалев подробно говорил о нарушениях прав человека в Чечне, о массовых захоронениях, о зверствах федеральных сил по отношению к мирным жителям. Как известно, защита Закаева изначально заявляла о намерении превратить слушания по делу Радуева в процесс по делу о преступлениях российской власти в Чечне. В связи с этим в суд были переданы материалы международных правозащитных организаций.

В понедельник прокурор Джеймс Льюис успел допросить двух свидетелей: помимо Ковалева это был Томас де Ваал - британский журналист, долгое время работавший в России, соавтор книги "Чечня: Маленькая победоносная война". Прокурор вел допрос в жесткой манере, ставя под сомнение компетентность Де Ваала. В частности, речь шла об его показаниях относительно судьбы Радуева и Атгериева, скончавшихся при таинственных обстоятельствах в российских тюрьмах. Были зачитаны отчеты ГУИН с подробными результатами медицинского обследования и вскрытия, из которых следовало, что в обоих случаях смерть наступила в результате естественных причин. Томас де Ваал возразил, что может поверить только результатам независимого расследования. Сергей Ковалев, в свою очередь, заявил, что фальсификация подобных документов является обычным делом.

Разногласия возникли и по поводу судьбы бывшего спикера парламента Чечни Руслана Алихаджиева, захваченного российскими военными в 2000 году. Ковалев подробно рассказал об обстоятельствах этого захвата. Согласно документу, присланному из Генпрокуратуры, дело до сих пор расследуется, Алихаджиева ищут. "Его не найдут, а откопают, - заявил Ковалев. - Он убит, убит федералами. И это прекрасно знают те, кто подписывал эту бумагу". Как известно, защита Закаева утверждает, что в случае выдачи ему грозят пытки и смерть в тюрьме.

Другой спорный момент в ходе допроса был связан с переговорами Закаева с полпредом Виктором Казанцевым в Шереметьево в конце 2001 года. Помощник президента Сергей Ястржембский в этот период заявлял, что за Закаевым не числится уголовных преступлений. По версии обвинения, помощник президента мог не знать, что прокуратурой выдан ордер на арест Закаева. В то же время прокуратура, по словам Льюиса, не арестовала Закаева, поскольку могла не знать, что он находится в Шереметьево. "Но ведь достаточно было включить телевизор, чтобы узнать это!" - возразил де Ваал, что вызвало хохот в зале.

Журналист также дискутировал с прокурором по историческим вопросам: в частности, о времени присоединения Чечни к России и о роли генерала Ермолова, портрет которого висит в кабинете заместителя генпрокурора РФ Сергея Фридинского. Де Ваал цитировал слова Ермолова о том, что "чеченцы - отвратительный и грязный народ", а прокурор сообщил, что Ермолов - герой Отечественной войны и борец за свободу.

Кроме того, прокурор сообщил, что в случае экстрадиции Закаева в Россию он сможет выбирать, предстать ли перед обычным судом или судом присяжных.

Как известно, Россия обвиняет Закаева в причастности к террористической деятельности, убийствам, похищениям людей и вооруженному мятежу. Защита доказывает, что Закаев - умеренный лидер, официально признанный Москвой в качестве переговорщика.

Второе пленение отца Филиппа - "Новая газета", 28.11.2002

ОХОТА НА ЗАКАЕВА: все подробности дела

Колокол.Ру: Международный трибунал для Чечни

30.06.2003


новость Новости по теме