Вы и убили
ЕСПЧ взыскал с России 60 тысяч евро за убийство правозащитницы Гайсановой
ЕСПЧ обязал Россию выплатить жительнице Назрани Лиде Гайсановой 60 тысяч евро компенсации морального вреда за похищение и убийство ее дочери - правозащитницы Заремы Гайсановой - в ходе операции силовиков, которой руководил лично президент Чечни Рамзан Кадыров. Об этом сообщает Комитет по предотвращению пыток со ссылкой на постановление Страсбургского суда. Также с России в пользу заявительницы взыскано 3400 евро в возмещение судебных издержек.
Хотя тело правозащитницы обнаружено не было, ЕСПЧ счел ее погибшей и объявил Россию виновной в нарушении статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции. Суд признал нарушение и двух других статей конвенции: 3 (запрещение пыток и бесчеловечного обращения - в отношении Лиды Гайсановой, пережившей страдания из-за исчезновения дочери) и 5 (право на свободу и личную неприкосновенность - в отношении самой похищенной). Исследовать обвинение в нарушении статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) суд счел излишним.
40-летняя Гайсанова, сотрудница Датского совета по беженцам, была похищена силовиками 31 октября 2009 года из своего дома в Грозном. Сам дом, в котором жила и мать правозащитницы, кадыровцы сожгли.
Лида Гайсанова обратилась в райотдел милиции, однако никаких мер по ее заявлению принято не было. В дальнейшем силовики, чтобы скрыть свое бездействие, подделали в документах даты регистрации заявления и опроса матери похищенной. Виновники фальсификаций остались неустановленными.
Дело о похищении возбудили 16 ноября 2009-го. Версия о причастности силовиков к преступлению была одной из основных.
В феврале 2010 года юристы Сводной мобильной группы в Чечне, представлявшие интересы Лиды Гайсановой, заявили ходатайство о допросе Кадырова в качестве свидетеля по делу. Это ходатайство следователь удовлетворил, однако Кадыров допрошен так и не был. В региональном главке СКР позже пояснили, что допросить президента Чечни "не представилось возможным в связи с его загруженностью по работе".
В итоге через год СМГ добилась допроса Кадырова, однако он был проведен формально и никакой значимой информации не дал.
Со временем возможность эффективного расследования дела была утрачена. Тогда Лида Гайсанова обратилась в Страсбургский суд. Там ее интересы представляли юристы правозащитного центра "Мемориал" и Европейского центра защиты прав человека.
Как заметил юрист КППП Олег Хабибрахманов, представлявший как член СМГ интересы матери пропавшей, дело о похищении Гайсановой минимум дважды становилось предметом обсуждения между главой организации Игорем Каляпиным и Кадыровым. Один раз, рассказал правозащитник, обсуждение велось в ходе личной беседы, второй - во время выездного заседания президентского Совета по правам человека, которое прошло в Грозном в июле 2013 года. Именно тогда Кадыров признался, что лично планировал операцию похищения Гайсановой и руководил действиями силовиков.
Глава отдела международно-правовой защиты КППП Ольга Садовская, в свою очередь, отметила: "Очень важно, что суд не только признал факт исчезновения Заремы Гайсановой, но и презюмировал, что она была целенаправленно похищена во время спецоперации, а затем убита. Это совершенно другой уровень ответственности властей". В то же время, добавила правозащитница, нет никакой уверенности, что кого-то привлекут к ответственности за это убийство.