статья Поход на Рим

Владимир Абаринов, 06.02.2009
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во Вселенной.

Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.

Осип Мандельштам

В январе 1077 года император Священной Римской империи Генрих IV с непокрытой головой, одетый во власяницу и не принимая пищи, три дня стоял босиком в снегу под стеной замка Каносса близ Пармы. Он приехал на покаяние к папе римскому Григорию VII и исполнял наложенную на него святым отцом епитимью.

Хождение в Каноссу стало кульминацией борьбы между папством и императорской властью, которая составляет основное содержание истории европейского средневековья. Императоры смещали, пленяли и даже казнили пап - папы отлучали, проклинали и лишали короны императоров. Соперничество велось не за территории, светскую власть или доходы, а за души христиан всего тогдашнего мира.

О том, что спор Бога и кесаря не окончен, напомнил новый залп нападок на папу Бенедикта XVI. На этот раз почин положила федеральный канцлер Германии и лидер Христианско-демократической партии Ангела Меркель. Ей не понравилось, что папа отменил указ об отлучении Священнического братства святого Пия X, изданный 20 лет назад Иоанном Павлом II.

Основатель братства архиепископ Марсель-Франсуа Лефевр, прозванный "апостолом Африки" за свою миссионерскую деятельность на этом континенте, был участником II Ватиканского Собора (1963—1965) и входил во фракцию Coetus Internationalis Patrum (Международная группа отцов), которая составила оппозицию фракции реформаторов - Рейнской группе, однако проиграла. В итоге Лефевр объявил, что не признает документы, положившие начало обновлению римско-католической церкви и ее диалогу с другими церквями и религиями, - Пастырскую конституцию "О церкви в современном мире" (Gaudium et spes) и Декларацию о религиозной свободе (Dignitatis humanae). В 80-е годы имели место шаги к воссоединению лефевристов со святым престолом, однако после рукоположения Лефевром четырех епископов без согласия папы предшественник Бенедикта принял решение об отлучении.

Лефевр умер в 1991 году. Его последователи настойчиво добивались отмены отлучения. Наконец понтифик пошел им навстречу. Свое решение он объяснил в обращении к верующим после общей аудиенции 28 января. Напомнив евангельский эпизод о том, как "Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть" (Ин., 21:11), Бенедикт VII сказал, что непреложная задача пастыря - стремление к единству церкви, дабы не прорвалась ее сеть. "Я совершил этот акт отеческого милосердия, - изрек папа, - поскольку эти прелаты неоднократно демонстрировали мне, сколь глубоко они переживают состояние, в котором оказались".

В той же беседе понтифик повторил то, что говорил уже не раз: "...перед моими глазами вновь встают образы, виденные мною во время неоднократных визитов в Аушвиц, один из лагерей, в которых совершилось зверское массовое убийство миллионов евреев, невинных жертв слепой расовой и религиозной ненависти. Еще раз выражая мою полную и не подлежащую обсуждению солидарность с нашими братьями, наследниками Первого Завета, я надеюсь, что память о Шоа побудит человечество размышлять над неподдающейся предвидению силе зла, когда оно завоевывает сердце человека".

Казалось бы, какое дело Ангеле Меркель до вопросов внутрицерковного устройства, к которым она не имеет и не может иметь ни малейшего касательства? Мало ей религиозных войн, не раз терзавших немецкий народ в прошлом? Но, видно, стремление командовать пастырями свойственно правителям всех времен и народов. Оказывается, один из четырех епископов-лефевристов, Ричард Уильямсон, дал интервью шведскому телевидению, в котором назвал Холокост выдумкой. Он не утверждал, что такова позиция Братства cвятого Пия X (уместно отметить, что отец архиепископа Лефевра был участником французского Сопротивления, сотрудничал с британской разведкой и погиб в немецком концлагере). Спрашивается, какое отношение имеет вопрос об отлучении к личным мнениям Уильямсона?

Для того чтобы имел, надо лишь слегка, самую малость подправить факты. И тогда получится, что папа отменил отлучение не братства, а персонально Уильямсона, как это сказано в депешах ИТАР-ТАСС, причем сначала (21 января) было интервью епископа, а спустя три дня (24 января) - отмена отлучения, как сказано в депешах Reuters. Дело ясное: папа вернул епископа в лоно церкви в награду за антисемитизм. А там можно и припомнить Бенедикту членство в гитлерюгенде, что равнозначно обвинениям в членстве во Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. После такой препарации фактов заявление Государственного секретариата Ватикана о том, что в момент снятия отлучения папе не было известно о позиции Уильямсона в отношении Шоа, выглядит чистейшей воды лицемерием.

На самом деле интервью и снятие отлучения имели место в один и тот же день, 21 января, в чем нетрудно убедиться, ознакомившись с текстом декрета Конгрегации по делам епископов. Папа не только не знал, но и не мог знать о заявлениях Уильямсона, который никогда прежде ничего подобного не говорил. Тщетно Государственный секретариат разъясняет, что "позиция монсеньора Уильямсона в отношении Шоа абсолютно неприемлема и твердо отвергается Святейшим Отцом" и что епископы-лефевристы "хотя и освобождены от отлучения, не имеют канонической функции в Церкви и не исполняют в ней законного служения". Тщетно директор пресс-службы Святого Престола о. Федерико Ломбарди напоминает слова осуждения Холокоста, произнесенные Бенедиктом XVI в кельнской синагоге в августе 2005-го, в мемориальном комплексе Аушвиц-Биркенау в мае 2006 года...

Кавалерийские наскоки продолжаются. Меркель требует дополнительных заявлений и разъяснений; к травле папы подключились политики всех мастей, от бывшего министра иностранных дел ФРГ Ханса-Дитриха Геншера до лидера "зеленых" Клаудии Рот - бабка за дедку, Жучка за бабку... Геншер, который сам в юности состоял в гитлерюгенде, говорит, что у Бенедикта XVI образовалась скверная привычка "оскорблять некатоликов", а Рот и вовсе закусила удила и требует повторного отлучения Уильямсона. Разумеется, масла в огонь старательно подливают еврейские активисты, желтая Bild публикует на первой полосе рядом с голыми сиськами порнозвезды Дженны Джеймсон аршинный заголовок "Весь мир осуждает папу", Tageszeitung требует отставки папы, а Jerusalem Post утверждает, что верховный раввинат Израиля "фактически разорвал на неопределенный срок официальные отношения с Ватиканом". Не осталась в стороне и Федерация еврейских общин России, президент которой Александр Борода выразил "крайнюю озабоченность" "кощунственным" решением папы отменить отлучение "четверых священников, отрицавших геноцид еврейского народа".

Разумеется, все вранье. Генеральный директор Верховного раввината Израиля Одед Вайнер заявил, что вполне удовлетворен разъяснениями папы: "Слова папы, сказанные во время общей аудиенции, очень важны: понтифик четко выразил в них свою позицию в отношении Холокоста и тех, кто его отрицает". Монсеньор же Уильямсон опубликовал в своем блоге текст письма на имя председателя папской комиссии Ecclesia Dei кардинала Дарио Кастрильона Ойоса, в котором он заявил, что сожалеет об "излишнем беспокойстве", причиненном святейшему отцу "опрометчивыми ремарками" на шведском телевидении, и что интересы церкви для него превыше всего. Епископ предлагает Святому Престолу поступить с ним так же, как предлагал поступить морякам терпящего бедствие корабля пророк Иона: "Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря" (Ион., 1:12).

Кому понадобилась эта новая атака? Да тем, кому нестерпимо знать о новом подъеме католицизма в мире. Сейчас неловко вспоминать иные комментарии по поводу восшествия нынешнего папы на Святой Престол: кардинала Ратцингера изображали угрюмым догматиком, чуть ли не современным инквизитором. Но сегодня уже всем видно: папа Бенедикт - эмоциональный, отзывчивый, добродушный человек, не чуждый юмора и умеющий ценить благо жизни. Римско-католическая церковь преодолела тяжелейший кризис, в который втравили ее стяжатели и клеветники, вышла из него обновленной и помолодевшей.

Более близкая, тактическая цель атаки - сорвать нормализацию ватикано-израильских отношений, а для начала добиться отмены пастырского визита папы в Святую Землю. Из этих козней ничего не вышло: визит, как и планировалось, состоится в мае этого года; уже цитировавшийся выше Одед Вайнер заявил: "Ни о каком разрыве речи нет. Визит Бенедикта XVI в мае очень важен для нас, мы ждем этого визита".

Тем временем на католических вебсайтах идет сбор подписей под обращением в защиту папы. "Если Ваш исторический шаг привел к тому, что на Вас обрушилось осуждение со стороны известных враждебных средств массовой информации, смешивающих одно с другим, - говорится в этом послании, - то в нас он вселяет огромную радость и исполняет нас надежды. Мы молились, исполняя просьбу, которую Вы произнесли в начале своего понтификата: "Молитесь обо мне, чтобы я не убежал в страхе перед волками".

Черчилль рассказывает: в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль на переговорах в Москве попросил Сталина сделать "что-нибудь" для католиков Советского Союза. "Это так помогло бы в моих отношениях с папой", - объяснил Лаваль. "Ого! - будто бы развеселился Сталин. - Папа! А сколько у него дивизий?" Эта фраза широко известна, вошла в сборники крылатых слов. Но мало кто знает ответ папы Пия XII. "Передайте моему сыну Иосифу, - с усмешкой молвил понтифик, - что с моими дивизиями он встретится на небесах".

И впрямь: сокрушить небесное воинство не под силу ни одному земному владыке. Хорошо бы и Меркель помнить об этом - она хоть и Ангела, но, как видно, из другого войска.

Владимир Абаринов, 06.02.2009