новость Шестое крымское дело ХТ: Белялову и Ибрагимову ужесточили обвинение

05.03.2019
Мемет Белялов (слева) и Тимур Ибрагимов. Источник: "Крымская солидарность"

Мемет Белялов (слева) и Тимур Ибрагимов. Источник: "Крымская солидарность"

УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю ужесточило обвинение двум фигурантам шестого крымского (второго бахчисарайского) дела "Хизб ут-тахрир" - Мемету Белялову и Тимуру Ибрагимову. Об этом в комментарии "Крымской солидарности" сообщил адвокат Белялова Эдем Семедляев.

Если все полтора года следствия Белялову и Ибрагимову вменялась часть 2 статьи 205.5 российского УК (участие в деятельности террористической организации), санкция которой составляет от 10 до 20 лет колонии, то теперь им, как и с самого начала Марлену (Сулейману) Асанову, инкриминирована часть 1 этой статьи (организация деятельности террористической организации), предусматривающая от 15 лет до пожизненного срока.

Переквалификация обвинения, заметил Семедляев, оказалась и для фигурантов, и для их адвокатов неожиданностью. Следователь ФСБ прямо объяснил, что таким образом спецслужба хочет избежать ситуации, которая произошла со вторым крымским (ялтинско-алуштинским) делом "Хизб ут-тахрир". В этом деле первоначально "организатором" был объявлен лишь один из шести фигурантов - Муслим Алиев. Однако в августе прошлого года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону после полугода разбирательства по существу вернул материалы в прокуратуру, потребовав признать "организатором" также Инвера Бекирова.

ФСБ, куда дело поступило из прокуратуры, ужесточила обвинение этому фигуранту, после чего дело было передано в СКОВС. 26-27 февраля нынешнего года судья Роман Подольский провел предварительные слушания в рамках повторного рассмотрения дела. Первое заседание по существу назначено на 12 марта, начало в 10 часов.

"Эту новость (об ужесточении обвинения. - Ред.) ребята, конечно же, восприняли достойно, - рассказал Семедляев о реакции Белялова и Ибрагимова. - Они понимают, что все происходит по воле Аллаха. Никто не упал духом... Я увидел в ребятах, что вот эти переквалификации или другие какие-то обвинения, добавления статей никаким образом не повлияют на их стойкость".

Эта уже третья за две недели новость об ужесточении обвинения фигурантам дела. 21 февраля СМИ сообщили, что Сейрану Салиеву дополнительно вменена часть 2 статьи 205.2 УК России (публичные призывы к терроризму и его публичное оправдание через интернет), предусматривающая от 5 до 7 лет колонии. Политзеку вменили публикацию на личной ВК-странице нескольких видео. Эпизоды дела датированы 2013-2015 годами. Таким образом, часть инкриминированных Салиеву публикаций относится ко времени до аннексии Крыма.

Буквально на другой день всем восьмерым фигурантам инкриминировали часть 1 статьи 30 - статью 278 кодекса (подготовка насильственного захвата власти). Такое обвинение предусматривает срок до 10 лет.

Ранее статьи 30 - 278 были вменены фигурантам ялтинско-алуштинского и третьего крымского (первого бахчисарайского) дел "Хизб ут-тахрир". При этом в обоих делах такое обвинение ФСБ инкриминировала незадолго до истечения года с момента ареста фигурантов. "Грани" делали вывод, что дополнительное обвинение требовалось спецслужбе для того, чтобы и далее продлевать политзекам сроки содержания в СИЗО: часть 2 статьи 205.5 в прежней редакции не позволяла удерживать обвиняемых в заключении больше года. Между тем фигурантам четвертого крымского (второго севастопольского) и пятого крымского (симферопольского) дел ХТ, арестованным уже после вступления в силу новой, ужесточенной редакции части 2 статьи 205.5, обвинение в подготовке насильственного захвата власти вменено не было.

Фигурантам второго бахчисарайского дела также продлевали аресты на срок больше года, не вменяя статей 30 - 278. Сергей Легостов, адвокат Сервера Мустафаева, высказал предположение, что в этом случае новое обвинение потребовалось ФСБ для того, чтобы добиться для политзеков более суровых приговоров.

Во вторник в крымское УФСБ были доставлены все восемь арестованных по делу: Асанов, Белялов, Ибрагимов, Салиев, Мустафаев, а также Эрнес Аметов, Сервер Зекирьяев и Эдем Смаилов. Ужесточив обвинения Меметову и Ибрагимову, чиновник ФСБ объявил о завершении следствия по делу. Всем восьмерым было предъявлено обвинение в окончательной редакции.

Теперь политзеки приступают к ознакомлению с материалами дела. По завершении ознакомления дело уйдет в прокуратуру; если та утвердит обвинительное заключение, материалы будут направлены в СКОВС.

Семеро фигурантов дела - активисты "Крымской солидарности", причем Мустафаев - сооснователь и один из координаторов движения. Смаилова, жителя села Долинное (Топчикёй) Бахчисарайского района, активистом "Крымской солидарности" не называли, однако он известен тем, что последние 15 лет проводил в Бахчисарае исламские обряды.

Шестеро обвиняемых остаются в заключении с 11 октября 2017 года; Мустафаев и Смаилов - с 21 мая 2018-го. Последний раз аресты всех восьмерых были продлены до 9 апреля.

Никто из политзеков вину не признает.

26 января администрация СИЗО-1 в Симферополе перевела Мустафаева в спецблок для ухода за политзеком Эдемом Бекировым, инвалидом I группы. 3 февраля стало известно, что активиста поставили на профучет, обвинив в том, что, находясь в двухместной камере с Бекировым, он будто бы изучал и пропагандировал экстремистскую идеологию.

05.03.2019


новость Новости по теме