Крым: решение об отказе в возбуждении дела о пытках Рамазанова отменено
Подконтрольный России Крымский гарнизонный военный суд отменил решение СКР об отказе в возбуждении дела о пытках сотрудниками ФСБ 31-летнего жителя села Новый Мир Симферопольского района аннексированного Крыма Исмаила Рамазанова, против которого сфабрикованы дела об экстремизме и хранении патронов. Об этом сообщил журналист Антон Наумлюк со ссылкой на письмо суда.
Наумлюк не уточнил, когда именно суд вынес решение. Отменено решение об отказе возбуждать дело от 22 мая, принятое следователем 534-го военного следственного отдела военного следственного управления (ВСУ) СКР по Черноморскому флоту. Теперь следствие обязано заново рассмотреть заявление обвиняемого о пытках.
В суде не пояснили мотивировку отмены отказного решения. В судебном акте содержится отсылка на некое решение одного из замов руководителя ВСУ СКР по ЧФ (кого именно, Наумлюк не пишет).
"По просьбе радиослушателей передаем привет сотруднику крымского управления ФСБ и бывшему сотруднику СБУ Артуру Шамбазову", - добавил Наумлюк, видимо, имея в виду одного из участников избиений Рамазанова. Шамбазов в феврале 2015 года участвовал в пытках евромайдановца Александра Костенко, а в апреле того же года руководил обыском в его симферопольской квартире.
Ранее сообщалось, что Рамазанова после задержания 23 января и до заключения в СИЗО, произошедшего на следующий день, сотрудники ФСБ неоднократно избивали. Наумлюк уточняет, что побили его сразу после задержания, а затем пытали - что именно силовики делали с задержанным, он не конкретизирует. Журналист добавил, что "в суде во время избрания меры пресечения судья отказалась вызвать ему скорую, хотя он с трудом стоял и говорил".
3 августа стало известно, что российская прокуратура Крыма, удовлетворив ходатайство защиты Рамазанова, вернула его дело на доследование в СКР. Представляющий интересы крымчанина адвокат "Агоры" Алексей Ладин просил прокурора Симферопольского района аннексированного Крыма Александра Киселева обязать следственное ведомство вновь заняться делом "для устранения грубейших процессуальных нарушений. Сообщалось, что срок следствия по делу продлен до 16 августа (по сведениям Наумлюка, до 18-го). Завершено ли оно вновь, неизвестно. На 6 августа были назначены допросы родителей и брата обвиняемого.
Во второй половине июля дело Рамазанова было первый раз передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.
14 июля Рамазанов вышел из симферопольского СИЗО-1 - его отпустили под подписку о невыезде за два дня до окончания срока ареста. Двумя днями ранее подконтрольный России Симферопольский райсуд отклонил ходатайство следователя отдела СКР по Симферопольскому району полуострова Алисы Глуховой о продлении политзеку ареста. Даже в случае положительного решения суда российский УПК позволял держать Рамазанова под стражей еще только семь дней - обвиняемых в преступлениях средней тяжести запрещено держать в СИЗО и под домашним арестом более полугода, а этот срок истекал 23 июля.
Первоначально Рамазанову вменялась часть 1 статьи 282 УК (возбуждение национальной и религиозной ненависти либо вражды; от 2 до 5 лет колонии). 20 июня стало известно, что в обвинение добавлена еще и часть 1 статьи 222 кодекса (незаконное хранение боеприпасов; до 4 лет). В этот день верховный суд Крыма утвердил очередное продление политзеку ареста - слушания по этому поводу в Симферопольском райсуде прошли 14 июня. На слушаниях в апелляции Ладин заявил, что с Рамазановым за пять месяцев его нахождения в изоляторе не проводилось никаких следственных действий.
Глухова допросила политзека по новому обвинению. Рамазанов вину не признал, пояснив, что патроны ему подбросил при обыске полицейский, которого он запомнил. В этой связи политзек ходатайствовал об опознании силовика, а далее - об очной ставке с ним.
Показаний по обвинению в экстремизме, рассказывал Ладин, Рамазанов не дает, поскольку в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого не указаны конкретные фразы, которые ему инкриминируются.
После задержания Рамазанова 23 января силовики заявили, что нашли у него под кроватью больше 20 патронов к пистолету Макарова. Как утверждает следователь Глухова, в сентябре-октябре прошлого года крымчанин вел экстремистскую пропаганду через интернет-рацию Zello.
Единственным доказательством следствия на момент ареста Рамазанова было заключение лингвистического исследования, выполненного экспертом УФСБ по Крыму и Севастополю Ильей Виноградовым; он же ранее проводил экспертизы по делам Сулеймана Кадырова и Игоря Мовенко.
Между тем, хотя при обыске у крымчанина были изъяты мобильник и планшет, никаких доказательств того, что Рамазанов запускал на этих устройствах Zello, следователь Глухова не нашла.
В ходе слушаний 14 июня Рамазанов поблагодарил Олега Сенцова, продолжающего голодовку в ямало-ненецкой ИК-8 в Лабытнанги, за то, что тот не сдается и добивается освобождения всех украинских политзеков. Он призвал режиссера беречь свое здоровье. Также Рамазанов передал для Сенцова несколько рисунков, которые выполнил в СИЗО.