статья Недвижимое преимущество

12.02.2015

79777
Владимир Путин делает заявление по итогам минских переговоров. Фото пресс-службы Кремля

По итогам минских переговоров в Донбассе должно установиться хрупкое перемирие, но ни о каком урегулировании речь не идет. Формулировки слишком неконкретны и спорны, нет никакого реального механизма выполнения договоренностей. Агрессор достиг своих целей, не взяв на себя никаких обязательств. Говорят участники переговоров и эксперты.

Петр Порошенко, президент Украины
Несмотря на жесткие требования, ни на какой статус автономии мы не пошли. У нас на сегодняшний день указано: то, что мы будем делать, находится в рамках конституционных изменений по децентрализации, что будет распространяться на всю Украину. А также мы не пошли ни на какие компромиссы по федерализации. Ни автономии, ни федерализации в документах нет.
Владимир Путин. Фото пресс-службы правительства
Владимир Путин
К сожалению, киевские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Даже несмотря на то, что они непризнанные, надо исходить из реалий жизни, и если все хотят договориться на долгосрочной основе выстроить отношения, то нужно пойти на прямые контакты.
Ангела Меркель. Фото АР
Ангела Меркель, канцлер Германии
У меня нет иллюзий, у нас нет иллюзий. Нам еще предстоит очень, очень много работы. Но это реальный шанс на поворот к лучшему.
Лилия Шевцова, политолог
В итоге сделка: российский формат Донбасса - широкая автономия в рамках Украины и, таким образом, влияние Москвы на форму украинской государственности, а также на внешний курс Киева (участие в переговорах Украины с ЕС) в обмен на обещание прекращения огня, отвод тяжелых вооружений и, возможно, мирное решение дебальцевской проблемы. Речь идет не об "украинском Приднестровье" - Украина обязуется взять Донбасс на обеспечение, но при этом изменить свое правовое поле.

Две проблемы, решающие для мира, остаются нерешенными: вывод "иностранных" войск под наблюдением ОБСЕ (это уже проходили по "Минск-1", ОБСЕ - совершенно жалкая для этого структура) и восстановление контроля Украины за границей с Россией (только к концу 2015, при "согласовании" с сепаратистами и после конституционной реформы!) Это означает, что граница остается открытой на неопределенное время.

Правда, все стороны - Путин, Порошенко и сепаратисты - трактуют соглашения как хотят. Это еще одно доказательство их уязвимости.

Сергей Алексашенко. Фото с сайта www.echo.msk.ru
Сергей Алексашенко, бывший первый зампред ЦБ
...В тексте минских соглашений полно «подводных камней», которые могут разрушить хрупкое равновесие. Так, например, там нет четкого и ясного решения абсолютно конкретного вопроса о судьбе Надежды Савченко или Олега Сенцова.
...А как вы считаете, пункт о выводе иностранной военной техники и наемников относится к российским отпускникам, которых наши правоохранительные органы наемниками не считают? А если военная техника, поставленная Лугандону, уже списана из российских военных частей и не числится у них в хозяйстве, то она считается иностранной? А «разоружение незаконных вооруженных формирований» относится ко всем боевикам, воюющим на стороне сепаратистов?

Список вопросов без ответов можно продолжать. Но, тем не менее, я считаю, что хорошо, что в Минске было хоть что-то подписано.

Сергей Пархоменко, журналист, общественный деятель
1) Конкретной гарантированно удерживаемой сторонними силами демилитаризованной разделительной зоны - как не было, так и нет.
2) Гарантий неприменения тяжелого ружия - как не было, так и нет.
3) Реального контроля за непроницаемостью украино-российской границы для бандформирований, оружия и боеприпасов - как не было, так и нет.

...Очень много округлых, продолговатых, влажных слов. А все условия для продолжения войны сохраняются.

Олег Пшеничный, музыкальный киноредактор
Закрыть свою собственную границу и наконец контролировать ее Украине по "договоренностям" будет позволено Россией и Германией только после неких странных "выборов", в процессе которых нынешние лугандонские паханы станут некими "представителями некоторых районов" Украины, а не международными бандитами - то есть их легализуют и задним числом легитимизируют. До закрытия границы - значит, и во время "выборов" - российские войска, чекисты и диверсанты будут шарахаться туда-сюда сколько хочешь - и делать что хотят... Крыма вообще не существует. Странная амнистия, возможно, простит украинцев за то, что они защищали свою страну, а этих, как уже сказано и легализует, и простит.
Аркадий Бабченко, журналист
"9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта...
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп".

Эти два пункта противоречат друг другу, а десятый еще противоречит и сам себе. "Разоружение всех незаконных групп" возможно только "иностранными вооруженными формированиями" - то есть российским спецназом, как это было с Бэтменом, или как его там звали. Ни Плотницкий, ни Захарченко этого сделать а) не смогут, б) даже и не будут пытаться. Им это вообще на фиг не надо. ДНР и ЛНР только на таких группах и существуют.
То есть там будут либо "иностранные формирования" - если им вдруг поступит приказ зачистить все это дело, а для этого необходима неконтролируемая Украиной граница, - либо "незаконные группы".
Но чтобы и ни того, и ни того - так не получится.
И все это, конечно, отлично понимают.
Впрочем, это все равно не имеет никакого значения.
Потому что никакого Приднестровья-2 - то есть некоего хотя бы даже исключительно визуального квазигосударственного образования - там не будет. Там возможна только вторая Чечня образца 98-го года - пустынная территория безвластия, контролируемая исключительно вооруженными формированиями.
Андрей Мальгин, журналист, писатель
Для Путина очень удобно: он ничего и никому не обещает. А Украина получает второе Приднестровье во всей его красе. Причем обязуется освободить террористов от уголовной ответственности. Путин даже протащил пункт о том, что контроль над украинско-российской границей будет украинской стороне возвращен только после принятия Украиной новой Конституции, в которой будет закреплен особый статус сепаратистских территорий. А до этого, уж извините, будем кататься на танках туда и сюда, когда нам это захочется. А наблюдать за этой движухой будут не миротворческие войска под эгидой ООН, а наблюдатели ОБСЕ - Путин и Лавров не раз говорили, что им нравится, как те наблюдают.
Олег Козловский. Фото Граней.Ру
Олег Козловский, гражданский активист
...Никакая децентрализация, никакие поблажки сепаратистам не решат проблему, потому что конфликт не об этом. Путин искренне считает, и не скрывает этого, что война идет не с Киевом, а с НАТО. Он хочет превратить бывший СССР в "зону стратегических интересов", которая будет целиком под его контролем, и нынешние соглашения этого не обеспечивают. Украина хочет восстановить свою территориальную целостность, что тоже... недостижимо этим соглашением. А значит, увы, возобновления войны не избежать.
Елена Галкина, востоковед, доцент ВШЭ
Ну и где Мюнхен-2, паникеры?
Где федерализация, внеблоковый статус, право Донбасса выбирать евразийский союз?
Зато:
- полное восстановление контроля Украины над границей;
- вывод техники и наемников;
- ЛНДР не выходит за линию Минских соглашений;
- глушилки запрещены, гарантируется эффективный мониторинг ОБСЕ;
- выборы и все остальное - по законодательству Украины;
- банковскую систему восстанавливает Украина при помощи Германии и Франции.
Для Украины это ни шагу назад от Минска (точнее, его детализация в свою пользу). Украинская сторона отстояла все свои позиции.
Юлия Казакова, гражданская активистка
Порошенко по факту не сделал ни одной уступки Путину... Отвод тяжелого вооружения будет проходить выгодным для Украины манером. Украинцы будут отводить его от фактического места базирования, а террористы вынуждены сначала сдвинуться на линию 19 сентября и отводить вооружение уже оттуда. Я так понимаю, что почти все тяжелое вооружение в результате этого маневра окажется на территории России. То есть Путину дают возможность убраться прочь по-тихому.

...Фактически на этих переговорах Путин признал себя стороной конфликта. Агрессором. Теперь руки у западных стран развязаны окончательно. И если Путин не будет подчиняться, то получать по мозгам он будет в прямом смысле.

Ханс-Хеннинг Шредер, немецкий политолог, специалист по России
...Речь ведь идет только о тяжелых вооружениях - танках и артиллерии, а не о полном отводе войск. Пехота в этой зоне останется. Так что сепаратисты останутся военными хозяевами на захваченных ими с тех пор территориях.

...Смогут ли международные наблюдатели (ОБСЕ. - Ред.) пройти через все деревни на захваченной территории и позаботиться о том, чтобы засевшие в них казаки вернулись в Россию? Я в этом не уверен. Но если все получится, то это станет прологом к восстановлению политической власти Украины на ее востоке.

...Украинской стороне, очевидно, удалось побудить Россию согласиться на проведение в Донбассе выборов по законам Украины. В тексте, однако, речь идет только об обсуждении "модальностей" таких выборов, то есть о процедурных вопросах. Это значит, что еще ничего не решено. Я исхожу из того, что сепаратисты будут требовать не автономию, а суверенный статус.

Андрей Илларионов
Андрей Илларионов, (совместно с Андреем Пионтковским)
Их (минских переговоров. - Ред.) единственный положительный результат – возможное прекращение огня.
В остальном Путин получил практически все, что хотел.

...Россия не взяла на себя никаких обязательств.

Украина взяла на себя огромное количество обязательств, прежде всего по признанию террористического режима Лугандонии.

Все обязательства Украины теперь гарантированы обязательствами лидеров Германии и Франции.

Владимир Милов. Фото с официального сайта www.milov.info
Владимир Милов, политик
Буферная зона 50-70 км не гарантирована НИЧЕМ. То есть вот от слова "совсем". Разоружение не гарантировано НИЧЕМ, нет никаких механизмов имплементации и третьей силы, которая могла бы проконтролировать разоружение.

На Украину навешивается куча серьезных и широко трактуемых обязательств (вплоть до принятия новой Конституции), которые Путин при случае может трактовать как "А, все, не выполнили, значит и мы никому не обязаны". Механизм будущей смерти соглашений таким образом вполне очевиден.

На Россию, напротив, не навешивается НИКАКИХ формальных обязательств. Более того, главная проблема, служащая сегодня причиной войны, - наличие российских войск на территории Донбасса (в Харькове, Днепропетровске, Запорожье нет российских войск - там нет и войны, хотя все так же говорят на русском, вот все так вот просто) - НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ВООБЩЕ. В пункте 10 говорится про "вывод иностранных вооруженных формирований", но никаких формальных обязательств России в этой связи нет, и слово "Россия" даже не фигурирует.

...Я понимаю, зачем европейцам надо было это подписать, но это не решит никаких проблем и просто даст Путину паузу для перегруппировки сил и подготовки нового витка действий по удушению Украины.

Остап Кармоди. Фото с сайта http://observers.france24.com/
Остап Кармоди, журналист
Для Украины главный смысл минских переговоров заключался в восстановлении контроля над границей, через которую Россия поставляет в Донбасс оружие и солдат.

...границы между Россией и Украиной по сути не будет до морковкиного заговенья (народный аналог "всеобъемлющего политического урегулирования"). То есть Россия и дальше будет накачивать ДНР/ЛНР оружием и воинскими соединениями.

Запад же, со своей стороны, попав в плен собственной риторики, не сможет поставлять оружие Украине, поскольку неоднократно заявлял, что этот вопрос будет рассматриваться только в случае провалов дипломатического урегулирования. Дипломатическое урегулирование налицо, об оружии можно на время забыть.

...Скорее всего, за ближайшие недели Россия соберет в захваченных районах ударную группировку и где-то в середине марта предпримет массированное наступление с целью занять Мариуполь и, возможно, проложить коридор в Крым. После этого никаких переговоров с ней, конечно, никто вести не будет и Запад таки начнет поставлять Украине оружие. Но расклад сил к этому моменту может очень сильно измениться - и не в пользу Украины.

Марк Солонин, историк
Порошенко потерпел в Минске унизительное поражение, а Путин одержал убедительную победу. Теперь у него полностью развязаны руки для ЛЮБЫХ решений: можно "заморозить конфликт" в его нынешнем состоянии вялотекущей войны, можно активно диктовать свои условия Киеву через формирование в Донбассе марионеточной "автономии", можно подбросить еще пару эшелонов с танками и (когда земля подсохнет после весенней распутицы) начать новое наступление. А можно и выйти из игры, предоставив Донбасс его незавидной судьбе, но при этом с гордым видом победителя, который "не позволил украм утопить в крови восставших русских". Тоже вариант, ничуть не хуже других – особенно с учетом нарастающего экономического кризиса в РФ.
Владимир Горбач, аналитик Института евроатлантической интеграции (Киев)
Главный итог минских переговоров - начало формирования антипутинской коалиции. Пока это психологический процесс внутри лидерской группы Меркель - Олланд - Порошенко. Окончательное оформление антипутинской коалиции состоится после первого же нарушения Кремлем договоренностей. И начнется полномасштабная международная изоляция России, что в конечном итоге приведет к распаду российской империи.
12.02.2015


новость Новости по теме