Рано радоваться

Виталий Портников. Фото с сайта www.day.ua
После непростого избрания спикером Верховной Рады президентского кандидата Арсения Яценюка стало ясно, что правительственная коалиция в украинском парламенте действительно сформирована и осталось всего несколько дней – и несколько законов, – чтобы Юлия Тимошенко стала новым премьер-министром страны.
Тимошенко в который уже раз продемонстрировала, что является эффективным менеджером. Она легко превратила тайное голосование по кандидатуре спикера в открытое, потребовав у депутатов от коалиции продемонстрировать ей буквально каждый правильно заполненный бюллетень. "Недостающих" депутатов привозили буквально с больничных коек, так что нужное количество голосов было обеспечено. И теперь такую же операцию можно провести при избрании Юлии Тимошенко главой правительства.
Только нужно ответить себе на вопрос: кому сегодня выгодно это избрание? Кто ведет Юлию Владимировну к сияющим высотам власти? Ее сторонники, уверенные, что пост премьер-министра – это всего лишь этап на пути их лидера к президентской должности и полному контролю над страной? Или же оппоненты, считающие нужным допустить ее к власти на несколько месяцев, чтобы потом попытаться положить конец ее политической карьере? Иначе говоря, удалось ли этой последней группировке убедить непримиримых противников Тимошенко в президентском секретариате посторониться и пропустить Юлию Владимировну к премьерскому креслу - или же, напротив, Тимошенко, поддержав Яценюка на пост спикера, в буквальном смысле слова выжала воду из камня, показав, что можно добиваться результатов и от такой, располагающей всего двумя мандатами перевеса, коалиции?
Ответ на этот вопрос будет ясен после голосования за кандидатуру премьера – для начала Юлия Тимошенко должна набрать нужное количество голосов и стать главой правительства. Но даже если никаких сюрпризов не будет, легкого управления страной у нее не получится.
Во-первых, президентская сторона требует от Тимошенко – в обмен на поддержку ее кандидатуры на премьерскую должность – принятия целого ряда законов, ограничивающих полномочия кабинета министров. Проще говоря, Тимошенко уже не стать Януковичем – разве что после избрания на пост президента страны.
Во-вторых, принятие каждого нового закона потребует практически единогласного голосования всей коалиции. Как известно, в предвыборном арсенале Тимошенко было немало обещаний, не поддерживаемых большой частью депутатов от пропрезидентского блока. Это и посул в рекордно короткий срок отдать вклады населения в бывшем Сбербанке СССР, и контрактная армия с 2008 года, и многие другие привлекательные, но вряд ли осуществимые идеи. А даже если и осуществимые? Поддержать их – значит признать, что Тимошенко может все, а Ющенко не мог ничего. И это накануне президентских выборов!
Тимошенко уверена в успехе, потому что уже после парламентских выборов к ней фактически перебежала часть президентских сторонников, уверенных в том, что Ющенко – уже "хромая утка" и нужно поскорее присягнуть новому лидеру. Но президенту и его людям нечего терять в борьбе с амбициозным главой правительства. Ведь для успеха Тимошенко ВСЕГДА будут нужны 226-227 голосов. И каждое новое голосование будет становиться для нее непростым испытанием, переговорами в президентском секретариате, поисками новых сторонников.
Конечно, в борьбе с Ющенко Тимошенко может в любой момент объединиться с фракцией Партии регионов – она это не раз уже делала в предыдущем парламенте, в частности, когда голосовался пресловутый закон о кабинете министров. Но тогда ее объявят предательницей. И оно ей надо – накануне президентских-то выборов?
Проще говоря, даже если Тимошенко и станет премьером, пост лидера оппозиции был бы для нее куда предпочтительнее. Потому что она могла бы стать очень сильным лидером оппозиции и очень вероятным кандидатом на пост президента. А так станет очень слабым премьером с невыполненной предвыборной программой. И многие ее сторонники, не вдаваясь в подробности, уже через год разочарованно скажут: "У Юлі не вийшло". Чего и добиваются многочисленные "доброжелатели" Юлии Владимировны в секретариате президента Украины и руководстве Партии регионов.


Статьи по теме

Юлианский календарь
Сегодня на Украине есть всего три партии. Одна из них - БЮТ - видит своего лидера на посту премьер-министра, а затем и президента страны. Другая партия – желающие "дать Тимошенко порулить". Третья партия считает, что Юлию Тимошенко никуда нельзя допустить, иначе она никогда уже не уйдет.

Осень в апельсиновом саду
Без Юлии и ее талантов, без ее организаторских способностей и страсти, без ее ораторских выступлений, оранжевые не победили бы. О Ющенко один российский политик (демократического спектра) отозвался, что это, мол, украинский Гавел. Не, если Гавел, то тот бы точно не предал украинскую Жанну д'Арк.

Оранжевая эволюция
Если на этот раз единство "оранжевых" удастся сохранить, то перед Украиной откроется перспектива построения устойчивой демократической системы и постепенной интеграции в НАТО и ЕС. Также появляются шансы осуществить конституционную реформу, возвращающую президенту право формировать правительство и более четко разграничивающую полномочия законодательной и исполнительной власти.