статья Борьба за несуществование

Илья Мильштейн, 08.04.2008
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

С трепетом ожидавшегося скандала не случилось ни на открытых дебатах в Бухаресте, ни в Сочи. В румынской столице лукавые западные дипломаты переиграли российскую сборную, лишь в последний момент внеся в декларацию строчку насчет неизбежного вступления в НАТО Украины и Грузии. А в столице зимней Олимпиады Путин и Буш слишком увлеклись увековечиванием своей крепкой мужской дружбы, чтобы отвлекаться на мелочи.

Скандал случился, когда вдруг разговорился анонимный источник в анонимной натовской делегации.

Выяснилось, что свою мюнхенскую речь в румынской столице уходящий наш президент все-таки произнес. На закрытом заседании альянса. Он сказал мало, но он сказал смачно. Если, сказал, НАТО начнет подготовку к приему Грузии, то Россия признает Абхазию и Южную Осетию. А если НАТО пригласит в свои ряды Украину, то эта страна вообще прекратит существование.

Да и с чего бы ей существовать? Призывая в союзники президента США, Путин, говорят, буквально на пальцах объяснял ему тонкости текущей геополитики. "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство!.. Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!" История, правда, умалчивает о том, что ответил друг Джордж.

Речь Путина не удивляет. Он действительно так думает и, образно выражаясь, мыслит вслух. Навек ушибленный распадом СССР, Владимир Владимирович в самом деле физически не в состоянии воспринимать бывшие территории империи как суверенные государства. Болезненно чуткий к любым посягательствам на российскую незалежность, он не может понять, как это лидеры и граждане соседних государств способны испытывать схожие чувства.

Ну как смеет Саакашвили относиться к своим сепаратистам так же, как Путин к Чечне? Отчего украинские элиты так возбуждаются, едва в России с хозяйским интересом начинают рассуждать о Крыме? Да и тот же батька – чего он сразу срывается в крик, едва ему намекнешь о возвращении в состав великой постсоветской России? Благодарить надо, а не орать.

Повторюсь: речь Путина не удивляет. Удивляет другое - чего он ждет в ответ? Тут на днях весьма неполиткорректно выступил Борис Тарасюк – бывший глава украинского МИДа, ныне председатель комитета Верховной Рады по евроинтеграции. Он заявил, что Украина вступит в НАТО, даже если на общенациональном референдуме граждане проголосуют против. Так ведь ежели дальше так пойдет, то есть наши лидеры продолжат свои изыскания по истории несуществующей Украины, то соседи проголосуют как надо. Ющенко не придется вступать в НАТО наперекор воле граждан. Граждане куда угодно вступят, лишь бы не в СССР.

Иногда кажется, будто его перевербовали. Давно, где-нибудь еще в ГДР, и заслали к нам с заданием: дойти до самого верха и добиться полной изоляции России, в том числе и на пространствах СНГ. Ради него подлые враги России начали войну в Ираке, чтобы цены на энергоносители застили глаза элитам и гражданам, погружая их в беспробудное чванство по отношению к остальному миру. А после коварные западные политики все время подыгрывали ему, имитируя страх после мюнхенской и прочих речей. Тем самым принуждая российских граждан испытывать нешуточную гордость за своего бесстрашного, искреннего, крутого лидера.

Только представить себе эту сценку. Камера скользит по лицам участников закрытого заседания НАТО. Белые от ярости, сверкающие в свете софитов глаза российского президента, когда он рассказывает собравшимся про судьбу Грузии и границы Украины. Скорбно кивающие в ответ лица натовских товарищей. Перешептывания. Пальцы, застывшие у виска. Кривые полуулыбки. Очень одинокий и очень убежденный в своей правоте, он скупо жестикулирует, обращаясь к Бушу. Друг Джордж, дождавшись перевода, по-детски хохочет от счастья. Вчера он еще сомневался в том, что удастся скоро заполучить в НАТО Украину и Грузию. Теперь не сомневается.

Илья Мильштейн, 08.04.2008