Здание Мещанского суда охраняют около 400 милиционеров
Около Мещанского суда, где в пятницу должно продолжиться оглашение приговора по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова, находятся около 400 сотрудников милиции, сообщает РИА "Новости". Пятый день на улице Каланчевская выставлено оцепление.
По-прежнему выставлены металлические ограждения вдоль здания суда и на противоположной стороне улицы. Попасть к зданию суда без прохождения рамки металлодетектора невозможно.
Кинологи с собаками уже обследовали территорию на наличие взрывчатых веществ. Перед зданием суда на отведенной журналистам территории находятся около 10 человек.
В четверг судья продолжила зачитывать мотивировочную часть приговора, однако прервала заседание, так и не дочитав эпизода с НИИУИФ.
За четыре дня Мещанский суд огласил менее трети приговора, заявила защита Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. "Мы полагаем, что, может быть, завтра (20 мая) суд дойдет до одной трети приговора", – сказал журналистам адвокат Антон Дрель.
На вопрос, как долго продлится оглашение приговора, адвокат ответил: "Тот, кто говорит о каких-то сроках, говорит неправду. Это знает только суд". Дрель сказал также, что суд огласил приговор в части, касающейся лишь одного эпизода из семи. "Речь идет об эпизоде, связанном с НИИУИФ", – отметил адвокат.
Комментируя оглашенную часть приговора, Дрель заявил, что не видит логики в выводах суда. "С одной стороны, суд признает вину подсудимых в злостном неисполнении судебного решения, с другой стороны, констатирует, что никакого решения арбитражного суда не было. Получается, что их обвиняют в том, чего нет", – сказал он.
По словам другого адвоката Ходорковского, Генриха Падвы, в его практике так долго приговор судья не читал. "Честно говоря, я не помню, какой рекорд по длительности чтения приговора был в моем опыте, однако могу сказать, что уже сегодня Мещанский суд Москвы его побил", - сказал Падва.
Он не исключил, что во время оглашения приговора Генпрокуратура может предъявить Ходорковскому и Лебедеву новые обвинения. При этом Падва уточнил: "Теоретически может, никаких ограничений для этого нет. Однако практически такого никогда не бывает".
В четверг суд переквалифицировал действия Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по эпизоду с НИИ удобрений и инсектофунгицидов (НИИУиФ) на статью старого УК с менее строгим наказанием, передает РИА "Новости". Этот эпизод переквалифицирован на ст. 147 УК РСФСР, которая предусматривает наказание от 4 до 10 лет лишения свободы. Согласно ст. 159 УК, наказание могло составлять от 5 до 10 лет лишения свободы. Название статьи, инкриминируемой топ-менеджерам "ЮКОСа", осталось прежним - "мошенничество".
"Мошенничество было совершено в период действия УК РФССР, который предусматривает менее строгое наказание", - сказала судья Ирина Колесникова.
Впрочем, адвокат Лебедева Елена Липцер считает, что эта переквалификация является "чисто техническим моментом" и не скажется на тяжести приговора. Липцер еще раз заявила, что суд в приговоре полностью повторяет обвинительное заключение Генпрокуратуры. "Повторяется все, вплоть до ошибок, которые были у Генпрокуратуры, они перекочевали в приговор. Суд установил, что Ходорковский и Лебедев не исполнили решение арбитражного суда, однако этого решения не было и в помине", - отметила адвокат. Липцер уточнила, что это касается эпизода, связанного с НИИУИФ. По мнению адвоката, суд не принимает во внимание ни доводы защиты, ни показания подсудимых.
Справка
Заявление докладчика Совета Европы по делу Ходорковского Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер
Начало оглашения приговора Михаилу Ходорковскому фактически превратилось в подтверждение обвинительного заключения. Уже в первый день стало совершенно очевидно, что судьи полностью поддерживают обвинительное заключение.
Такое развитие событий подтверждает опасения Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В резолюции, принятой подавляющим большинством голосов, ПАСЕ подвергла критике недостаток независимости российской судебной системы и потребовала беспристрастного, непредвзятого и свободного судопроизводства в России. Продолжающиеся нарушения процессуальных норм и явное отсутствие законности в процессе по делу ЮКОСа - это олицетворение опасений Совета Европы.
Я с большой тревогой восприняла заявления Генеральной прокуратуры о предъявлении новых обвинений Михаилу Ходорковскому и начале нового процесса против него и других бывших руководителей НК ЮКОС. Я рассматриваю их как попытку любыми средствами навсегда оставить Ходорковского за решеткой.
Приговор по этому делу – не просто кульминация уголовного процесса. Это сигнал юридической неопределенности для всех зарубежных стран и всех инвесторов.
Пресс-центр Михаила Ходорковского, 17.05.2005
Справка
В чем обвиняется Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 159 УК РФ (хищение чужого имущества, путем обмана, в составе организованной группы, в крупном размере), ч. 3 ст. 33, ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда представителями коммерческой организации), п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственникам путем обмана, при отсутствии признаков хищения, совершенное организованной группой, в крупном размере), п.п. "а", "в", "г" ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, неоднократно), ч. 2 ст. 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в особо крупном размере), ч. 2 ст. 327 УК РФ (подделка официальных документов, совершенная неоднократно), п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата чужого имущества организованной группой, в крупном размере).
Дословно
Юрий Шмидт
Сегодня подтвердилось наше предположение, что чтение приговора, безусловно, продлится на следующей неделе и, возможно, не закончится до конца месяца. Два с половиной часа были посвящены анализу так называемых доказательств вины Ходорковского и Лебедева по эпизоду, связанному с завладением акциями АО НИИУИФ. Этот анализ поражал своей многословностью, описанием огромного числа обстоятельств, не имеющих никакого отношения к существу обвинения.
Казалось, что задача суда - утопить в этом многословии суть проблемы, а цитированием многочисленных постановлений, инструкций, уставных документов организаций, создать впечатление обилия доказательств, подтверждающих доказанность обвинения.
Лично мне стиль приговора напомнил канцелярит советских времен - тот специфический новояз, который был недоступен пониманию иностранцев, даже в совершенстве владеющих русским языком. Это и подтвердили мне присутствовавшие в зале суда корреспонденты иностранных изданий и телеканалов. В тех случаях, когда в массе ненужных слов удавалось услышать нечто действительно имеющее отношение к данному эпизоду, поражало то, что все доказательства суд ухитрился истолковать в прямо противоположном смысле. В некоторые минуты даже знаменитая выдержка Михаила Борисовича изменяла ему, и он просто затыкал уши. А по выражению его лица, обращенного к журналистам, читалось, что ему даже где-то неловко за суд, способный на полное искажение фактов, которые, казалось, просто невозможно истолковать противоположно их истинному смыслу.
В судебном заседании защита представила исчерпывающие доказательства, что, в частности, приобретение акций АО НИИУИФ было эпизодом нормальной производственной деятельности с использованием возможностей, которые предоставляло действовавшее в то время законодательство. Более того, в суде было неопровержимо подтверждено, что после продажи 44%-ного пакета акций АО НИИУИФ обрело новое дыхание и за последующие годы превратилось в процветающее предприятие - кстати, одно из немногих, сохранившее и свой научный потенциал, и высокую рентабельность. Непостижимым уму образом суд ухитрился и показания свидетелей защиты и документы, объективно подтверждающие справедливость показаний подсудимых, истолковать как доказательства их вины.
Данный пример дает представление о том, какой будет мотивировочная часть по всем остальным эпизодам обвинения.
Пресс-центр Ходорковского, 18.05.2005
Статьи по теме
Открытое письмо Леонида Невзлина
Накануне оглашения приговора соратник и друг Михаила Ходорковского обращается к судьям и прокурорам с призывом поступить по совести. Обвинительный приговор, по мнению Невзлина, "станет прологом к бесконечному сведению счетов и массовому террору".
Обидчивое обвинение
На процессе по уголовному делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова - кульминация. Показания дал главный обвиняемый - Михаил Ходорковский. Он был обстоятелен, спокоен и логичен. Тактика защиты оказалась максимально выигрышной. А единственным аргументом прокурора было то, что "все это неправда, сочиненная адвокатами".
Пикет в поддержку Михаила Ходорковского: фоторепортаж
Пикет у здания Мещанского суда в поддержку Михаила Ходорковского закончился задержанием нескольких участников, в том числе зампреда "Яблока" сергея Митрохина и лидера молодежного отделения партии Ильи Яшина. Фотографии Граней.Ру и Дмитрия Борко - специально для "Граней".