Алексанян освобожден под залог в 50 миллионов рублей
Мосгорсуд освободил под залог в 50 миллионов рублей бывшего вице-президента "ЮКОСа" Василия Алексаняна, передает РИА "Новости". "Суд постановил избрать Алексаняна меру пресечения в виде денежного залога в 50 миллионов рублей, после поступления денежных средств на депозитный счет суда освободить Алексаняна из-под стражи", - говорится в решении суда.
Таким образом, суд частично удовлетворил кассационную жалобу защиты Алексаняна. Адвокаты просили освободить его из-под стражи, ссылаясь на незаконность содержания под стражей уже почти три года, а также на ухудшающееся состояние здоровья. Защита также просила избрать в отношении Алексаняна иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
В ходе заседания в суде прокурор заявил, что "основания, по которым была избрана мера пресечения, не отпали и имеют место быть". При этом он добавил, что Алексанян получает квалифицированную медицинскую помощь, и ничего ему в этом не препятствует". Прокурор отметил, что мера пресечения Алексаняну могла бы быть изменена в том случае, если бы ему требовалось лечение "за пределами России" или там, где невозможно его содержать в условиях изоляции. В связи с этим прокурор просил продлить арест Алексаняна.
Со своей стороны, адвокат Геворг Дангян заявил, что прокурором не было предоставлено никаких фактических подтверждений того, что существуют основания для продления срока содержания под стражей. "Суд не может брать на себя функцию обвинения, поскольку является органом правосудия", - сказал адвокат.
Он подчеркнул, что основания, по которым 2,5 года назад избиралась мера пресечения в виде ареста Алексаняна, "коренным образом изменились". "Для всех очевидно, что человек страдает тяжелым онкологическим заболеванием. Он должен сконцентрировать все свои физические и душевные силы на борьбу с этим заболеванием и никакого иного решения, кроме как отказать в продлении меры пресечения, быть не должно", - сказал Дангян.
Адвокат Елена Львова обратила внимание, что "оба заболевания, которыми страдает Алексанян, - смертельны и не излечиваются".
Алексанян ранее являлся начальником правового управления "ЮКОСа". Кроме того, он представлял в качестве адвоката интересы Ходорковского и бывшего главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского. 6 апреля 2006 года Симоновский суд согласился с доводами Генпрокуратуры и дал согласие на привлечение Алексаняна к уголовной ответственности. В тот же день он был задержан следователями, и ему было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса – "Присвоение или растрата чужого имущества" (статья 160) и "Легализация, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем" (статья 174).
14 июля 2006 года Генпрокуратура предъявила ему новое обвинение - в уклонении от уплаты налогов с физического лица. Симоновский суд Москвы в начале февраля 2008 года приостановил процесс по делу Алексаняна и принял решение о его госпитализации в гражданский стационар. В то же время суд оставил без изменения ему меру пресечения в виде содержания под стражей.
Как заявил сам Алексанян в ходе процесса в суде, помимо ВИЧ в последней стадии у него обнаружено онкологического заболевания - рак лимфатической системы.
В июле 2008 года суд уже возобновлял процесс по делу Алексаняна. Срок содержания под стражей Алексаняна истекал 22 октября. Его адвокаты не раз просили суд изменить меру пресечения их подзащитному, в том числе указывая на то, что он страдает заболеваниями, препятствующими содержанию под стражей. По словам защитников, Алексанян страдает заболеваниями, которые попадают под три пункта перечня тех болезней, при наличии которых лицо вообще освобождается от отбывания наказания, а именно: заболевания глаз, ВИЧ и лимфома.
Справка
Остановить расправу над Василием Алексаняном! (Заявление правозащитников и политиков)
Продолжается бесчеловечная пытка над узниками дела "ЮКОСа". Василия Алексаняна, имеющего несколько тяжелейших диагнозов, обрекают на мучительную смерть в тюремной больнице. Мы не знаем, какой сценарий придумали палачи: хотят ли они провести блиц-процесс над слепым и умирающим человеком, а затем использовать приговор для создания судебного прецедента в отношении других жертв дела "ЮКОСа"; или репутацию России хотят испортить настолько, чтобы оправдать ее "византийскую" самоизоляцию?! Ясно одно – на глазах всего мира творится чудовищное и отвратительное беззаконие. Мы требуем немедленного выполнения российскими властями указаний Европейского суда по правам человека о госпитализации Алексаняна в стационар, специализирующийся на лечении СПИДа и сопутствующих заболеваний, и о создании независимой медицинской комиссии.
Мы требуем немедленного расследования по заявлениям Алексаняна о том, что следователи у него вымогали признательные показания, шантажируя возможностью получения квалифицированной медицинской помощи.
Мы призываем всех, кому дороги принципы права и доброе имя нашей страны выступить в защиту Василия Алексаняна.
Алексеева Людмила, председатель Московской Хельсинкской группы
Буковский Владимир, писатель, правозащитник
Ихлов Евгений, "За права человека"
Каспаров Гарри, лидер Объединенного гражданского фронта
Киселев Евгений, журналист
Ковалев Сергей, правозащитник
Кондауров Алексей, депутат Государственной Думы IV созыва, генерал-майор КГБ СССР
Латынина Юлия, писатель
Лимонов Эдуард, председатель Исполкома "Другой России"
Немцов Борис, политик
Пономарев Лев, движение "За права человека"
Резник Максим, председатель петербургского отделения партии "Яблоко"
Рыжков Владимир, лидер Республиканской партии России
Рыклин Александр, журналист
Сатаров Георгий, президент фонда "Индем"
Шендерович Виктор, писатель
Яшин Илья, лидер молодежного "Яблока"
Справка
Сегодня за жизнь Василия Алексаняна отвечает Кремль. Заявление российских правозащитников
Становится известно все больше подробностей о причинах и обстоятельствах трагедии Василия Алексаняна. Якобы и Следственный комитет был готов освободить его под залог, и администрация СИЗО "Матросская Тишина" запросила суд о возможности перевода Алексаняна в специализированный городской стационар. Cам Алексанян и его бывший подзащитный Михаил Ходорковский публично заявили, что удержание очень тяжело больного Алексаняна в тюрьме – это откровенный шантаж со стороны следствия, форма чудовищной пытки – физической и моральной для самого Алексаняна, и моральной – для Михаила Ходорковского.
Мы отлично понимаем, что об этой ситуации хорошо известно президенту Российской Федерации – гаранту прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции РФ). Владимир Лукин и Элла Памфилова обратились с официальными запросами в Генпрокуратуру РФ и Федеральную службу исполнения наказания.
Вряд ли на этот раз Путину удастся сослаться на невозможность дозвониться до Генпрокурора, министра юстиции и прочим ответственным за решение вопроса. Существует указание Европейского суда по правам человека, требующего немедленной госпитализации Алексаняна в гражданскую больницу. Мы требуем немедленного выполнения указания Европейского суда.
Мы требуем освобождения политзаключенного Василия Алексаняна. Мы требуем немедленного проведения прокурорской проверки по заявлениям Алексаняна и Ходорковского о том, что следователи вымогали признательные показания, шантажируя Алексаняна, по сути, его жизнью.
Мы просим Михаила Борисовича Ходорковского приостановить его самоотверженную акцию солидарности и ни в коем случае не проводить сухой голодовки – мы берем на себя обязательство добиваться освобождения Алексаняна и привлечения к ответственности его палачей.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
Сергей Ковалев, Институт прав человека
Лев Пономарев, Любовь Башинова, Евгений Ихлов, Общероссийское общественное движение "За права человека"
Юрий Самодуров, директор Музея и общественного центра имени А.Д. Сахарова
священник Глеб Якунин, Комитет в защиту свободы совести
Юлия Башинова, Молодежное правозащитное движение
Дословно
Елена Львова
Врачи ни до, ни после операции не гарантируют жизнь. Какими же целями можно оправдать продление? Я прошу из милосердия, из гуманности сейчас не продлевать срок ареста, чтобы конвой не сидел у хирургического стола во время операции.
Интерфакс, 08.12.2008