Касьянов обещает провести политреформу
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, недавно подтвердивший намерение баллотироваться в президенты на ближайших выборах, в случае избрания главой государства намерен провести политическую реформу и передать часть президентских полномочий правительству. Об этом он рассказал в интервью "Коммерсанту".
По словам Касьянова, настала пора выровнять дисбаланс власти. "У нас по Конституции исполнительная власть полностью закреплена за правительством. Но 32-я статья конституционного закона о правительстве гласит, что оперативное руководство министерствами силового блока передается от правительства непосредственно президенту. То есть президенту передается часть исполнительной власти. Возникает дисбаланс. Очень важно вернуть часть силовых функций правительству", - считает Касьянов. По его словам, практически это очень просто сделать, проголосовав конституционным большинством в парламенте.
Как считает экс-премьер, такое изменение придало бы правительству совсем иной статус. Сейчас правительство серьезного статуса не имеет и фактически является лишь придатком президентской власти.
По словам Касьянова, сейчас есть два блока проблем, требующих первоочередного внимания. "Первый – это социальная сфера. Плоды экономического роста должны распределяться более пропорционально, более справедливо. Второй – это безопасность граждан. Силовые ведомства не справляются с этой задачей. Люди не чувствуют себя защищенными", - сказал Касьянов.
На вопрос, заинтересовало ли его возвращение в политику президента, Касьянов ответить не смог. "Я не знаю, заинтересовало ли это президента. Сложилось так, что президент консультируется с лидерами политических сил, представленных в Госдуме. Консультации с оппозицией не распространяются на отдельных граждан или политические силы, которые не представлены в Госдуме. Со мной этих консультаций не ведется", - сказал Касьянов.
Говоря о своих возможных союзниках, Касьянов заявил, что под свои знамена намерен привлечь "всех, кто привержен демократическим принципам и не привержен авторитарным способам управления страной". По словам Касьянова, достаточно, "чтобы люди говорили: ветви власти должны быть разделены, правительство должно формироваться через выборы в Госдуму, судебная власть должна быть независима".
Касьянов готов встречаться с людьми, которые считают, что должны быть свободные средства массовой информации. "Я говорю, что как минимум один из общенациональных телеканалов должен быть приватизирован. Предположим, НТВ, непрофильный актив "Газпрома", который теперь в Газпромбанке,– почему бы его не распродать, давая не больше 10-15% акций в одни руки? Тем самым мы можем обеспечить журналистам независимость не только от государства, но и от владельца".
На днях Михаил Касьянов в интервью "Эху Москвы" заявил, что намерен баллотироваться в президенты на ближайших выборах. При этом он не исключил, что они могут пройти досрочно.
Справка
Опрос ВЦИОМ: Россияне о деле Касьянова
О самом факте возбуждения уголовного дела знают уже две трети россиян (66%), ничего не слышали – 28%. Наиболее информированными в данном вопросе оказались жители мегаполисов, среди которых 82% в курсе дела Касьянова, наименее – опрошенные из малых городов и сел, хотя и там большинство слышали об этом (62–63%). Доля информированных о данном деле тем выше, чем выше уровень образования и доходов респондентов. Эта доля возрастает с 56% в группе с образованием ниже среднего до 76% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием и с 62% среди респондентов с душевыми доходами не более 1500 рублей в месяц до 74% среди опрошенных с доходами свыше 5000 рублей.
Мнение о том, что обвинения против Касьянова носят чисто политический характер и связаны с его планами участвовать в президентских выборах, не кажется россиянам убедительным – его придерживаются лишь 14% опрошенных. Практически каждый второй респондент (47%) считает, что Касьянов действительно нарушал законы и злоупотреблял своим служебным положением. Почти треть опрошенных (30%) затрудняются с определением своей позиции по этому вопросу.
Среди сторонников парламентских партий каких-либо серьезных расхождений во мнениях по поводу дела Касьянова нет. Наиболее жесткую позицию занимают избиратели "Родины" - из них 69% считают Касьянова нарушителем закона, тогда как среди сторонников "Единой России", КПРФ и ЛДПР – по 48–50%. Видят в этом деле политическую подоплеку от 14% сторонников "Единой России" до 20% - в электорате ЛДПР.
22.07.2005
Дословно
Михаил Касьянов
Во времена президента Ельцина допущено много ошибок, но вектор развития был правильным. И первый срок президента Путина соответствовал правильному направлению, хотя некоторые ошибки тоже были, и я тоже несу за них ответственность. Но последние два года с момента начала гонений на предпринимателей – это уже не ошибки, а осознанное изменение политики.
"Коммерсант", 23.09.2005
Эдуард Воробьев
Я поддерживаю предложение Михаила Касьянова. Для России это имело бы большое положительное значение. Силовые структуры сегодня замыкаются на одного человека, и это осложняет работу правительства, снижает его роль в решении вопросов национальной безопасности. В такой ситуации не столько повышается ответственность президента за вопросы безопасности, сколько увеличивается обьем его текущей работы. Если часть полномочий силовых структур передать правительству, то это освободит президента от повседневного управления, а на его роль как верховного главнокомандующего никто и не посягает. Она у него останется.
К тому же это выровняло бы статус министерств и ведомств в правительстве. Силовики находятся на особом положении, но работа других министерств не менее важна для страны. Наконец, если правительству передать часть полномочий силовых структур, то президент сможет выполнять роль арбитра при конфликтах между министерствами и ведомствами - ведь он в этом случае оказывается над всеми, и у него появляется пространство для маневра.
Грани.Ру, 23.09.2005
Леонид Ивашов
Идея Касьянова ни к чему хорошему не приведет. Подчинение Фрадкову министра обороны лишь усилит коллективную безответственность, которой пронизана вся система управления Россией. У нас ни президент, ни правительство, ни одна политическая сила не несет ответственности за свои действия. Эта система управления приведет к разрушению российского государства, если мы не выстроим классическую систему управления.
Фактически силовики подчиняются тому, кому им выгодно. Если им выгодно решить какой-либо вопрос с Фрадковым, то, как члены кабинета министров, они подчиняются Фрадкову, а если выгодно решить вопрос с президентом, то обращаются напрямую к нему. Президент пытается выстроить вертикаль власти, но поскольку не берет ответственности за состояние безопасности и внешней и внутренней, то значит, и за силовиков не отвечает.
Беслан - это яркий пример безответственности власти. Думаю, что в советские времена, когда была четкая иерархия подчинения силовых структур, все ответственные за операцию были бы наказаны.
Грани.Ру, 23.09.2005
Александр Коновалов
В предложении Касьянова есть рациональное зерно. Это было бы движение в сторону политической реформы по украинскому образцу. В советские времена в стране было три главных силы: ЦК КПСС, КГБ и армия. Тот, кто получал поддержку этих трех сил, мог делать все что угодно, даже генсека с поста снять. Сейчас в России количество силовых структур увеличивается, и отвечает за всю эту силу полностью президент.
Формально силовые ведомства входят в состав правительства, но ему не подчиняются. Если часть силовых структур вернут правительству, то власть станет более гармоничной. Но все будет зависеть от того, какой путь выберет Россия — президентскую или парламентскую республику. Пока же тот, кто контролирует силовые структуры и СМИ, может легко получить большинство на выборах.
Военные воспримут эту реформу в штыки. Они привыкли подчиняться непосредственно верховному главнокомандующему, а подчиниться Фрадкову означало бы для них понижение статуса.
Грани.Ру, 23.09.2005
Статьи по теме
Страховая кампания
Главная надежда Касьянова - на враждебный агитпроп. Он отказывается распространяться о своих приобретениях и осуждает политику Кремля. Тактика верная: главное - не оправдываться и не пытаться договориться.
Манифест Касьянова: мнения
Андрей Колесников, Алексей Макаркин, Михаил Делягин, Андрей Федоров о "лондонском манифесте" Михаила Касьянова.
Генпрокуратура как зеркало русской революции
Сегодняшняя российская власть рассматривает серьезное, а не пародийное и не "для виду" политическое оппонирование ей как тяжкое уголовное преступление и против тех, кто это делает или кажется ей готовым сделать, применяет репрессивный аппарат.