статья Генпрокуратура как зеркало русской революции

Александр Осовцов, 05.08.2005
Александр Осовцов. Фото с сайта  www.open-forum.ru

Александр Осовцов. Фото с сайта www.open-forum.ru

В PR-технологиях есть такой прием – саундбайтинг. В сущности это практическое применение известного принципа, гласящего, что всякий хороший экспромт должен быть тщательно подготовлен. Саундбайтинг – это когда спичрайтеры придумывают какую-нибудь хлесткую фразу, которую обслуживаемый ими политик как бы произвольно-неожиданно выпаливает в нужный момент, и эта фраза становится лидером индекса цитирования. Убежден, что, например, заявление Путина о необходимости "мочить в сортире" террористов было примером подобной технологии. Ситуационно сработано было очень неплохо.

Но опять же давно известно, что технологии, то есть ремесло, нужны тем, кто не наделен подлинным талантом. Возможно, поэтому квалифицированный саундбайтинг в исполнении Путина оказался в сущности однодневкой – какой смысл его вспоминать сегодня, если в связи с этой фразой на ум приходит только огромная часть страны, превращенная под руководством Путина в один сплошной сортир, в котором мочат всех подряд – предпринимателей, политиков, журналистов, заложников, просто любых граждан без разбору, а террористов от этого становится больше и больше.

Настоящие же таланты производят вечные или по крайней мере долговременные ценности так, что их привлекательность не падает в зависимости от коньюнктуры. Более того, они порой даже не зависят от своего собственного конкретного смысла, и не потому, что сделаны для глупых людей, а потому, что сделаны очень талантливо.

Взять, к примеру, знаменитый лозунг Ленина "Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны". Конечно, если задуматься, то по правилам арифметики для первого класса из него следует, что советская власть – это коммунизм минус электрификация всей страны, то есть коммунизм при лучине. Но талант в данном случае был таков, что те, к кому лозунг был обращен, не задумываясь ни о чем, тем более об арифметике, выполнили план ГОЭЛРО и еще десятилетия спустя продолжала существовать как имя и светить "лампочка Ильича". Это вам не сортир, к тому же неизвестно какой: то ли благоустроенный кремлевский, то ли деревянный деревенский без света. Такой, в котором замочишь кого-нибудь и сам не будешь знать, того ли, кого надо было.

С другой стороны, любое творческое начало обретает полноценные стимулы в условиях творческого вызова. А откуда вызов в политической жизни президента Путина – на выборы, даже первые, не говоря уже о вторых, он выходил как кандидат власти, имевший заведомое преимущество перед конкурентами и в медийных, и в финансовых, и тем более в административных возможностях. В таких условиях никакой допинг не поможет обрести кураж, а уж Вешняков тем более. Наоборот, от одного его вида скучно становится так, что любые выборы начинают казаться абсолютно предсказуемыми. И неслучайно.

И в Думе тоже тоска. Даже фраза спикера "парламент - не место для политических дискуссий" не очень-то кого насмешила. И действительно, абстрактно это, конечно, утверждение нелепое, но конкретно кто-нибудь может себе представить политическую дискуссию с участием Грызлова, Пехтина или Слиски? Вот и приходится отменять как жанр, ведь на одном Рогозине далеко не уедешь.

Но не все кругом так тоскливо, как может показаться. Есть еще в нашей жизни место вызову, рождает еще наша земля таланты. Просто надо понимать, где эти таланты встречаются с этими вызовами, и сразу найдешь бойцов, в условиях подлинной тяжелой борьбы совершающих сущие подвиги и сопровождающие их достойными бронзово-чеканными формулировками. Где же эта передовая, привлекающая сильные молодые дарования и выковывающая из них настоящих героев?

А нетрудно понять где. Кто сокрушил головы гидре НТВ, убрав с экрана киселевых, шендеровичей и прочих антипатриотических кара-мурз? Кто выдавил из страны злодеев-олигархов Гусинского и Березовского? Кто вверг в узилище посмевшего попрекать президента коррумпированностью чиновников и создавшего в России прозрачную компанию "ЮКОС" Ходорковского? Кто по первому зову трубы из Кремля заведет уголовное дело на усомнившегося в незыблемости вертикали власти губернатора? Конечно, вы уже догадались. Правильно. Это Генпрокуратура.

Именно там сегодня ведется борьба с реальными супостатами. Кроме вышеперечисленных, это, например, еще и лимоновцы. Я безгранично далек хоть от большевизма, хоть от национализма, хоть от (пока) Генпрокуратуры, поэтому объективен. Ребята, вломившиеся в один из чиновничьих кабинетов, как политики в подметки не годятся тем, кто захват комнаты интерпретировал как попытку захвата власти.

А каков должен быть творческий размах у тех, кто придумал обвинить в физическом сопротивлении представителям власти интеллигентного яблочника Митрохина, вся вина которого состояла, видимо, в том, что он не поспевал перебирать ногами за тащившими его с двух сторон омоновцами; у тех, кто не нашел состава уголовного преступления в кулачной драке депутатов Савельева и Жириновского? По уровню везения их смог превзойти только Япончик. Впрочем, он политикой не занимается.

И уж воистину только "гений – парадоксов друг" может насчитать компании налогов больше, чем она зарабатывала денег. Даже если эта компания – многострадальный "ЮКОС".

Что же все это означает без всяких, сколь угодно грустных, шуток? Что сегодняшняя российская власть рассматривает серьезное, а не пародийное и не "для виду" политическое оппонирование ей как тяжкое уголовное преступление и против тех, кто это делает или кажется ей готовым сделать, применяет репрессивный аппарат. Возводя себя в статус высшей ценности и полагая не признающих ее, власти, право на истину в последней инстанции преступниками, чуть ли не богохульниками, реально сегодняшние правители превратили прокуратуру в инквизицию, потому что защита этой власти – высокая, почти священная миссия. Закономерно, что выполняющие ее и есть самые яркие представители нынешней российской верхушки.

Конечно, один Устинов уже дорогого стоит. Подарить свату (Сечину) "ЮКОС" и проповедовать в Совете Федерации (а это почище, чем в пустыне) моральные ценности, мало кто сможет, да и кто еще решится. Но я лично еще выше ставлю его зама Колесникова. Во-первых, за отсутствие, по крайней мере видимое, корыстных мотивов, а во-вторых, за афористичность на уровне Ленина и Козьмы Пруткова. Взять хоть последнее: "Прекращайте воровать – и не будет никакой политики". Одной фразой Колесников доказал, что, во-первых, "дело" Касьянова (речь шла, напомню, о бывшем премьере) – чистая политика: ведь тот уж второй год как в отставке, но стоило ему обозначить политические амбиции... Во-вторых, что, с точки зрения Колесникова, если вдруг воровство или то, что он таковым считает, исчезнет, то исчезнет и сама политика. То есть чистосердечно признал, что занятие политикой как таковой уголовно наказуемо. И он за это будет возбуждать дела и сажать. Вот такой Вышинский и Шандыбин в одном лице.

А с другой стороны – если яркий человек, постоянно появляющийся и в ящике, и в газетах, занят политической борьбой, и не где-нибудь в парламенте, а в главном политическом центре страны, то разве он сам не перспективный политик? Так что если Колесникова еще не внесли в списки возможных преемников, то не иначе как скоро посадят. И тогда политики на свободе совсем не останется.

Александр Осовцов, 05.08.2005


новость Новости по теме