статья "По ивриту не разговариваю"

Матвей Масальцев, 02.03.2005
Сахаровский центр после погрома. Фото с сайта Атеизм. Ру

Сахаровский центр после погрома. Фото с сайта Атеизм. Ру

- Указанные действия подсудимых вызывают напряжение в обществе, - читает свою речь Кира Гудим. Я сижу сзади, выражения лица не вижу. Вижу только, что у гособвинителя начинают розоветь уши. То ли от духоты в зале, то ли от напряжения, вызванного подсудимыми. А может, еще от чего.

- Это (напряжение) мы можем наблюдать не только в коридоре, - продолжает Кира Гудим. Зал засмеялся. "Это не смешно", - сказала прокурор, и вскоре подтвердила свои слова. Она потребовала реальных сроков заключения устроителям выставки "Осторожно, религия!". Директору Сахаровского центра и музея Юрию Самодурову – три года, руководителю выставочной группы музея Людмиле Веселовской и художнице Анне Михальчук – по два.

Одна часть зала оказалась в шоке, другая – еще ниже склонилась над молитвословами, еще крепче взялась за иконы. А под окнами суда начался крестный ход с песнопениями.

Этот антураж – обычный для процесса по делу Сахаровского центра. На каждое заседание приходят православные верующие, каждый раз они воюют со сторонниками Самодурова за места в крошечном зале. Все время в адрес защиты звучат слова, которые печатными назвать нельзя.

Однако сейчас гудимовское "напряжение" все больше похоже на истерию. Начались прения сторон, и приговор будет уже скоро. "Отобьемся", - говорит мне Юрий Самодуров. И я понимаю, что это самое верное слово, и значение его – буквальное.

Потому что в коридоре милицейский начальник все время повторяет сторонникам обвиняемых, что "по ивриту не разговаривает". А в качестве аргумента в споре грозит вытолкнуть к православным, "чтобы они разобрались". Один из верующих кричит, что он ежедневно проходит "антижидовскую школу". Остальные его поддерживают. Они давно забыли предупреждение судьи, что за такие вещи самим можно сесть. Да и судья, похоже, забыл. Его голос кажется еще более усталым, чем раньше.

- Главная идея выставки – посеять недоверие между разными конфессиями. – Кира Гудим повторяет одну и ту же мысль в разных вариациях. Ей непросто: чтобы в юридических терминах повторить то, о чем верующие говорят в коридоре, нужен немалый талант.

Матвей Масальцев, 02.03.2005


новость Новости по теме