статья Анафемский процесс

Матвей Масальцев, 09.12.2004
Сахаровский центр после погрома. Фото с сайта Атеизм. Ру

Сахаровский центр после погрома. Фото с сайта Атеизм. Ру

- Не будет никаких пальто! Не класть! – пронзительно закричала вдруг дама средних лет. Я уверен - та самая, что наорала вчера на мою жену в магазинной очереди. Отличается она разве тем, что сейчас размахивает не хозяйственной сумкой, а иконой.

Мне говорили, что это необычное зрелище – суд над организаторами выставки "Осторожно, религия!". Но чтобы господин судья протискивался в зал со словами "пропустите, пожалуйста, братья" – подобного я не ожидал. Ничего против такого обращения не имею, он вообще очень мил и уважителен со всеми участникам процесса, этот судья Прощенко. Просто сцена очень уж аккуратно вписалась в фантасмагорию, что происходит в Таганском районом суде города Москвы.

Верующие собрались пред дверью номер 304 задолго до начала. Всего человек двадцать - не сотни, как иной раз. Но для зала, рассчитанного на тридцать наблюдателей, и этого вполне достаточно. Чтобы не скучать, верующие обсуждали, например, последние программы "Народного радио". А один юродивый, который не уставал называть себя "дурачком", спрашивал у соседа по очереди: "У тебя есть страх Божий?!"

До экстремизма на этот раз не дошло. Слова "жидовская морда" прозвучали только раз, да и то приглушенно. Все-таки судья на одном из предыдущих заседаний предупредил: мол, еще раз услышу – самих за разжигание межнациональной и религиозной вражды посажу.

Впрочем, сажать за это пока собираются совсем других людей – директора Сахаровского центра и музея Юрия Самодурова, сотрудника музея Людмилу Василовскую и поэта Анну Михальчук. За выставку современного искусства "Осторожно, религия!", которую группа возмущенных православных разгромила уже почти два года назад.

Теперь эти возмущенные православные молятся о том, чтобы судья принял доводы гособвинения. И приветствуют обвиняемых в разжигании розни словами "жидовская морда". "Они – рассказывает Самодуров, - придумали еще одно выражение по отношению к нам и художникам: "Холокоста на вас нет".

- Пальто не класть! – кричит пожилая дама. Это зал заседаний только что открыли. Старушки, распихивая не только врагов, но и друг друга, ринулись занимать места. Меня приняли за своего. Начали спрашивать о том, что было на предыдущем заседании, пришли ли "наши", слышал ли я, как продвигается дело мало мне известного пленника. А об очень известном – Юрии Буданове – сами рассказали:
- Знаете, он опять подал прошение об амнистии.
- Бог ему в помощь, - прошептала старушка справа.
- Бог ему в помощь, - это шепот слева.

Вот пришли представители гособвинения – две милые леди в синей форменной одежде, совсем не похожие на инквизиторов. Подождали еще чуток, и появился первый на сегодня свидетель обвинения – художник Мария Пожарицкая, одна из участниц выставки.

И началось совсем уж странное мероприятие. Чего пытались выяснить во время допроса милые леди, человек со стороны не поймет. "Вот, - говорит одна из них, - вы сказали, свидетель, что некоторые работы на выставке вам не понравились. Поясните – как художнику или как человеку?" Э-э-э. Или: "А вы, когда делали свою работу, не задумывались над тем, что есть люди, чувства которых вы можете оскорбить?" Очень занудно и по-глупому.

Девушки, да что вы мучаете свидетелей по часу! Почему нельзя прямо спросить? Как уже произошло на одном из заседаний. "Свидетель, ну вот вы сами скажите, как вы думаете, эта выставка – во благо религии или нет?!" – процитировал мне слова гособвинителя Киры Гудим Юрий Самодуров.

Если бы оскорбленные православные не пришли громить выставку, а обратились в суд с гражданским иском – это было бы нормально. С этим согласен и главный обвиняемый. Если бы церковь объявила анафему, тоже можно было бы понять. Но когда анафему пытается объявить государство, да еще пытается при этом сохранить светский вид - получается уродливое зрелище.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ход процесса, - подхожу я к милым леди. Кира Гудим говорит по сотовому. А вторая, по фамилии Новичкова, только улыбается в ответ: "А сейчас пока нечего комментировать. Потом". Ранее отказались говорить в московской прокуратуре. Да и представители так называемого общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества", – который возглавляет благословивший погром священник Александр Шаргунов, - мою просьбу проигнорировали.

Комментировать на самом деле нечего. "Люди, которые не сведущи в современном искусстве, могли бы не посещать выставку", - отвечает на один из очередных странных вопросов художник Мария Пожарицкая. "Если человек сведущ, то он не православный", - громко шепчет кто-то рядом со мной.

Если бы не пять лет тюрьмы, которые положены по ч. 2 ст. 282 УК РФ, все было бы очень забавно.

Экспертные заключения по экспонатам вытсавки "Осторожно, религия!":

Искусствоведческая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Энеевой Н.Т. (часть первая)

Искусствоведческая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Энеевой Н.Т. (часть вторая)

Искусствоведческая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Козловой Ю.А. и Бекеневой Н.Г.

Этнографо-религиоведческая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Цеханской К.В.

Социально-культурная экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Марковой Н.Е.

Социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Абраменковой В.В. (часть первая)

Социально-психологическая экспертиза экспонатов выставки "Осторожно, религия!" Абраменковой В.В. (часть вторая)

Материалы о выставке "Осторожно, религия!" на сайте Сахаровского центра (в том числе фотографии некоторых экспонатов)

Матвей Масальцев, 09.12.2004


новость Новости по теме