статья А судьи что?

Дмитрий Шушарин, 30.09.2004
Конституционный суд. Фото с сайта www.state.rin.ru

Конституционный суд. Фото с сайта www.state.rin.ru

История знает несколько случаев государственных переворотов, совершенных законно избранными главами государств. Большинство, конечно, в Африке и Латинской Америке, где законность избрания президентов и премьер-министров зачастую относительна. Относительна она и в нынешней России, где Владимиру Путину подходит такая характеристика, как "недемократически избранный глава государства".

Последние президентские выборы мир удивили. Однако то, что происходит сейчас, удивляет еще больше. Вплоть до того, что начинают подсчитывать дни Путина у власти, поскольку очевидно, что так называемые реформы приведут к окончательной потере контроля над страной – власть просто подвешивает самое себя. Но речь сейчас не об этом, а о том, что вот есть такой путь – использование демократических процедур для антидемократических действий. Наиболее яркий пример, конечно, история прихода к власти нацистов, когда первоначальная процедура была бесспорна (кстати, в отличие от России-2004), а вот потом началось.

Началось и у нас. И Конституционный суд является единственной инстанцией, которая может хоть что-то сделать. Удалось же накануне выборов 2003 года отменить ублюдочные поправки к законодательству, запрещавшие журналистам вообще писать и говорить о выборах. Но сейчас другое.

Сейчас любой критик новаций Путина может быть зачислен в пособники террористов и с ним поступят так же, как с загадочным Пуманэ-не-Пуманэ. А когда вертикаль окончательно отстроят, лить воду на мельницу мирового терроризма (империализма, сионизма, велосипедизма) будет любой критикующий районное начальство за плохую подготовку к отопительному сезону. Ибо на каждом начальнике будет частица высочайшего доверия.

Но это будет потом. Прежде КС должен будет – уже после принятия законов и соответствующей пропагандистской подготовки – все-таки определить свое отношение к перевороту. От судей просто не отстанут. И выбор будет нелегок: либо последовать примеру Пилата, либо навлечь на себя обвинения в пособничестве врагам народа. И заработать массу мелких неприятностей для себя и своих близких – этот чекистский отстой если что и умеет, так только гадить людям.

Так что нас ждет очередная историческая и человеческая драма. Другое дело, что те, кто может обратиться в КС, будут нейтрализованы, а вернее всего, об их запросе и решении суда рассказать будет негде и некому. Надо готовиться именно к такому повороту событий. Просто чтобы уже сейчас думать над тем, как жить дальше – во время и после катастрофы.

А катастрофа представляется неизбежной. Другого способа национального отрезвления, как показывает опыт упомянутой Германии, нет. Только национальная катастрофа побудила голосовавших за Гитлера к рефлексии. Боюсь, что другого способа вернуть россиянам адекватность не будет. Вот только Конституционный суд... От него действительно будет что-то зависеть. Как и от тех, кто обратится в этот суд.

И от тех иностранных общественных деятелей, которые выполняют задачи российского гражданского общества. Открытое письмо, призывающее лидеров западных стран изменить свою политику по отношению к Путину, уже названо антироссийским манифестом, в нем видят пример того, как от России хотят откусить кусок пожирнее. Ну прямо как у Заболоцкого: "Людоед у джентльмена неприличное отгрыз". Однако не мобилизует! Массы пока равнодушны. А равнодушие, как известно, может быть и здоровым.
Но все же: как они поступят с Конституционным судом?

Дмитрий Шушарин, 30.09.2004


новость Новости по теме