Гусинскому разрешили свободно передвигаться по территории Греции
Адвокаты российского предпринимателя Владимира Гусинского заявили в пятницу, что греческий суд не накладывал никаких ограничений на передвижения их подзащитного по территории страны. Как сообщает NEWSru.com, суд также не обязывал его регулярно являться в полицию.
Александр Березин, представляющий интересы предпринимателя, сообщил также, что арест никак не повлиял на бизнес Гусинского. "Здесь, в Афинах, находятся сотрудники компании, и все текущие вопросы решаются в обычном порядке. Владимир Гусинский ни на один день не приостанавливал работу. Никаких особенных осложнений мы не испытываем", - заявил Березин.
В пятницу апелляционный суд Афин освободил Гусинского из-под стражи под подписку о невыезде и залог в 100 тысяч евро. Как сообщил один из адвокатов предпринимателя Доминго Плас, заседание апелляционного суда длилось всего 45 минут и проходило в отсутствие самого Гусинского.
Справка
Кого Греция выдавала России
В 1998 году в Греции был арестован и выдан России Андрей Козленок, бывший совладелец компании "Голден Ада", считавшийся важнейшим свидетелем по делу об "афере века" - вывозе из России в начале 90-х годов и незаконной продаже алмазов, золотых и серебряных ювелирных изделий на общую сумму свыше 183 миллионов долларов. В России Козленок был приговорен к шести годам лишения свободы.
В 1999 году был задержан и выдан России Владимир Дрямов, бывший президент концерна "Тибет". В России Дрямова приговорили к 15 годам лишения свободы, после чего суд уменьшил срок наказания до 9 лет.
В том же году Греция выдала Георгия Мирошника, бывшего помощника Александра Руцкого, обвинявшегося в хищении имущества Западной группы войск. Его приговорили к двум годам тюрьмы.
В июне 2000 года России одолжила у Греции осужденного там на 14 лет лишения свободы Владимира Татаренкова. России он был передан для участия в процессе по делу Анатолия Быкова в качестве свидетеля. В России Татаренков обвиняется в 15 убийствах, но судить его здесь смогут лишь после окончания срока действия греческого приговора.
В августе 2000 года в Россию был доставлен Дмитрий Жирнов, обвиняемый в убийстве.
В апреле 2002 года в Россию из Греции был этапирован Михаил Владимирцев, обвинявшийся в крупном мошенничестве.
В марте 2003 года Греция выдала России обвиняемого в вооруженном разбое и убийстве Игоря Ригина.
По материалам Граней.Ру
Справка
Кого России не выдают
1996 - США отказали в выдаче бывшего главы Всероссийского биржевого банка Александра Конаныхина. Он обвинялся в хищении $8,1 млн.
1998 - Польша отказала в выдаче бывшего советника президента РФ Сергея Станкевича. Он обвинялся в получении взятки.
2000 - Турция отказала в выдаче Магомеда Тагаева. Он обвинялся в содействии вторжению чеченских боевиков в Дагестан.
2001 - Испания отказала в выдаче Владимира Гусинского, обвиняемого в крупном хищении и мошенничестве.
2001 - Франция отказала в выдаче главы группы компаний МИКОМ Михаила Живило. Он обвинялся в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.
2002 - Саудовская Аравия отказала в выдаче Дени Магомерзаева и Ирисхана Арсаева, угнавших в Медину 15 марта 2001 года российский лайнер Ту-154 со 166 пассажирами на борту.
2001 - Грузия отказала в выдаче ближайшего соратника Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. Он обвиняется в организации попытки побега из-под стражи одного из бывших руководителей "Аэрофлота" Николая Глушкова.
2002 - Дания отказала в выдаче чеченского эмиссара Ахмеда Закаева. Генпрокуратура РФ обвиняет его в убийствах, похищениях людей, причастности к терроризму. В настоящий момент дело об экстрадиции Закаева рассматривается в суде Лондона.
2003 - Грузия отказала в выдаче чеченцев Хусейна Алханова, Рустама Эльхаджиева и Руслана Гелогаева, задержанных в августе 2002 году на российско-грузинской границе в составе группы из 13 вооруженных лиц. Пятеро из этой группы были выданы России по обвинениям в терроризме.
2003 - Лондонский суд закрыл дело об экстрадиции Бориса Березовского, который получил политическое убежище в Великобритании.
Справка
Экстрадиция в современном международном праве
Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный между заинтересованными государствами на основе норм международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступающего в силу приговора в отношении данного лица.
В настоящее время является общепризнано, что выдача преступников – это право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.
Государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена.
Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. При необходимости предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.
Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера, например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.
Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, чтобы прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.
В настоящее время наряду с принципом невыдачи своих граждан иностранным государствам утвердился принцип невыдачи политических преступников. Он закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве многих стран. Однако несмотря на общее признание самого этого принципа в международной правовой теории и практике нет единого толкования вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на "абсолютные" и "относительные". К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям). К "относительным" причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.).
Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец. Борьба с преступлениями, носящими международный характер, предусмотрена международными правовыми документами.
Для приведения приговора об экстрадиции в исполнение к требованию о выдаче должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.).
В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст.59).
Право требования дополнительной информации компетентным органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным в договорной практике западных государств.
Поступление надлежаще оформленного требования о выдаче и документов, прилагаемых к нему, считается достаточным основанием для взятия под стражу лица, являющегося субъектом требования о выдаче.
Взятие под стражу возможно и до получения требования о выдаче, в порядке так называемого предварительного ареста, при наличии ходатайства заинтересованного государства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии по стражу до получения требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство или на территории которого, как считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено преступление.
Процедура рассмотрения требования о выдаче преступника регламентируется исключительно национальным законодательством государства, которому предъявлено такое требование. В некоторых случаях это специально оговаривается.
Государство, удовлетворившее требование о выдаче, извещает по дипломатическим каналам государство, направившее это требование, и определяет место и время передачи преступника. Вместе с ним передаются вещи, добытые преступным путем, а также предметы, которые могут быть доказательствами по уголовному делу.
Источник: "Международное право"/ Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: МГИМО, 2000
Дословно
Андрей Норкин
Арест Гусинского можно считать формой давления на работу "Эхо-ТВ"... Теперь, когда мы получили продолжение этой всеми казалось бы, забытой истории (преследования Владимира Гусинского - Ред.), сразу становится заметно отличие - как эту новость освещают другие каналы, и как это делаем мы. Не все российские каналы вспомнили о том, что Интерпол отказался разыскивать Гусинского. И в течение двух дней, пока я смотрел новости по российским каналам, зрителям повторяли, что он задержан по ордеру Интерпола. А это неправда. То же самое касается внешнего фактора этой в истории - Израиль и США выступили с пожеланиями к МИД Греции не выдавать Гусинского России - это важная новость, которая тоже появилась на российских каналах не сразу.
Newsru.com, 27.08.03
Борис Березовский о деле Гусинского
(Комментируя арест Владимира Гусинского)
Наверное, Греция хочет себе что-нибудь выторговать в отношениях с Россией... Торговые же отношения существуют... И Россия, как ни крути, все равно ключевой геополитический фактор.
...То, что Гусинский был арестован в Афинах, напрямую связано и с тем, что происходит с Ходорковским, и с тем, что впереди выборы. Это игра на плебс. Вот, мол, какие мы крутые, еще одного олигарха арестовали. В Испании не удалось — Испания отказалась экстрадировать Гусинского. А вот Греция, православная страна, согласилась...
Власть же понимает, что легитимно переизбрана не будет. Процентов не хватит. Остался только административный и силовой ресурс — интеллектуального нет. Вот и использует его.
Собственно, я абсолютно уверен, что Гусинского не экстрадируют. Кишка тонка у Греции. Уже включились мощные политические силы США, Израиля, других стран.
Что касается лично Гусинского, то он уже пережил все это. У него сильная воля. Я приезжал к нему в испанскую тюрьму за день до суда, где должен был решаться вопрос об экстрадиции. Естественно, каждый нервничает в такой ситуации. Мы разговаривали через пуленепробиваемое стекло — тюрьма все-таки. Но Гусинский был абсолютно спокоен. А сейчас ему еще проще — он знает все тонкости своего дела. Ведь он арестован по прежнему запросу, который уже отменен Интерполом.
...Путин как раз слаб. Он как раз и не может довести до точки. У него силы нет.
"Новая газета", 25.08.2003