Елена Боннэр: Арест Гусинского усилит антисемитизм
Вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр призвала правозащитников заступиться за Владимира Гусинского, арестованного в четверг в Греции. "Меня удивляет молчание вокруг ареста Гусинского правозащитных организаций, особенно тех, задачей которых является противодействие шовинизму, расизму, ксенофобии и антисемитизму", - говорится в заявлении Боннэр, текст которого поступил в редакцию Граней.Ру.
По мнению правозащитницы, арест Гусинского будет способствовать росту антисемитизма в России. "В стране, где год от году укрепляется идеология национал-шовинизма и, соответственно, растет антисемитизм, арест Гусинского будет способствовать этому опасному процессу", - заявила вдова академика.
Кроме того, Боннэр считает, что "очередной поход против Гусинского имеет также целью вернуть под крыло российской официальной пропаганды многомиллионную рускоязычную аудиторию Запада". Дело в том, что после того как Гусинский перестал быть владельцем российского телеканала НТВ, он создал телевизионную компанию RTVi, которая вещает на русскоязычную аудиторию Израиля, Европы, Америки и Австралии.
Гусинский был задержан в международном аэропорту Афин в четверг на прошлой неделе. Официально объявлено об этом было только в субботу. В понедельник апелляционный суд Афин постановил, что задержанный будет ожидать в тюрьме решения о своей экстрадиции на родину.
Справка
Заявление Елены Боннэр в связи с делом Гусинского
Задержание Владимира Гусинского в афинском аэропорту, последующий арест и отказ в освобождении из тюрьмы под залог вызывают недоумение и ряд вопросов в связи с тем, что российские правоохранительные органы до сих пор не представили никакие документы, обосновывающие их просьбу об экстрадиции Гусинского.
Первый из них. Действительно ли двусторонний договор между Россией и Грецией дает возможность каждой из сторон просить о задержании любого человека, при том что документы для обоснования такого задержания могут быть представлены позже? Я говорю о любом человеке, потому что в данном случае прошлые российские притязания на экстрадицию Гусинского уже были отклонены Испанией и Интерпол исключил его из своих списков. Если двусторонний договор между Россией и Грецией такое разрешает, то этот договор явно выходит за рамки международного права и нарушает ст. 9 Всеобщей декларации прав человека: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию".
Второй вопрос вытекает из первого: не разрушает ли этот договор принцип независимости современного суда, его демократические основы? Подумайте: 30 или 45 дней тюрьмы оттого, что две страны и их правоохранительные органы дружны между собой. Если продолжить эту мысль – двое судей по дружбе арестовывают любого на такой срок. А если впоследствии арест не будет обоснован, кто за это ответит?
Третий аспект задержания Гусинского – предсказуемая реакция российского общества. В стране, где год от году укрепляется идеология национал-шовинизма и, соответственно, растет антисемитизм, арест Гусинского будет способствовать этому опасному процессу.
И последний вопрос. Как известно, Гусинский был выжат российскими властями из масс-медиа России. Самый популярный телевизионный канал НТВ был разрушен по политическим причинам. Два других, последовательно создававшихся на его руинах, - тоже. Гусинский сумел в эмиграции неимоверно быстро создать новую телевизионную компанию RTVi. На сегодняшний день это главное телевидение для русскоязычных общин Израиля, Европы, Америки и даже Австралии. И могу свидетельствовать как зритель: эта станция с каждым днем становится, во всяком случае в сфере информационных программ, профессиональней, серьезней и интересней. Возможно, очередной поход против Гусинского имеет также целью вернуть под крыло российской официальной пропаганды многомиллионную рускоязычную аудиторию Запада, кстати, не самую бедную и достаточно влиятельную, чтобы Россия была в ней заинтересована.
Поэтому меня удивляет молчание вокруг ареста Гусинского правозащитных организаций, особенно тех, задачей которых является противодействие шовинизму, расизму, ксенофобии и антисемитизму, и тех, которые защищают право получать и распространять информацию.
Бостон, 28.08.2003