Туркмения и Россия договорились о газе и выдаче политических врагов Ниязова
Утром в четверг в Россию с рабочим визитом прибыл президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, сообщает РИА "Новости". В ходе российско-туркменских переговоров на высшем уровне рассматриваются ключевые вопросы двустороннего сотрудничества. Особое внимание в ходе визита Ниязова уделено вопросам взаимодействия в топливно-энергетической сфере, двустороннего и многостороннего взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.
Путин и Ниязов после переговоров в Кремле подписали соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. Выступая после церемонии подписания документа, президент России особо подчеркнул, что срок действия Соглашения рассчитан до 2028 года. В свою очередь глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что российский газовый концерн планирует закупить в Туркмении в 2004 году до 6 млрд кубометров. К 2006 году "Газпром" рассчитывает довести этот показатель до 10 млрд, а к 2009 - до 80 млрд кубометров. Подписанные соглашение и контракт глава "Газпрома" назвал "революционным прорывом в сотрудничестве великих газовых держав". "Туркменистан и Россия стали стратегическими партнерами в газовой сфере", - сказал Миллер.
В ходе встречи президенты также договорились о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. По словам Путина, прежнее соглашение выполнило свою роль - основные массы людей, которые хотели переселиться в Россию, решили эту проблему. Кроме того, сказал глава российского государства, в России вступил в силу новый Закон о миграции, и Москва и Ашхабад будут строить отношения в его рамках.
Как утверждает "Независимая газета", контракт предусматривает закупку российским РАО всего туркменского газа. По данным издания, Туркменбаши был готов подписать контракт с одним-единственным условием: в обмен на газ он требует выдать экс-главу Центробанка Худайберды Оразова и бывшего посла Туркмении в Анкаре Нурмухамеда Ханамова, получивших гражданство России. На родине они приговорены к пожизненному заключению по обвинению в организации покушения на президента Ниязова. Нетрудно догадаться, что на родине их ждут допросы с пристрастием.
Как пишет "Независимая газета", Россия фактически дала согласие на такую сделку несмотря на то, что ни одно государство в мире не выдает своих граждан, совершивших преступления на чужой территории. На основании материалов расследования они подвергаются судебному преследованию и отбывают наказание на территории того государства, гражданами которого они являются.
Дословно
Аркадий Дубнов
(О возможной выдаче Сапармурату Ниязову экс-главы Центробанка Худайберды Оразова и бывшего посла Туркмении в Анкаре Нурмухамеда Ханамова)
Думаю, что Ханамова и Оразова не выдадут. Первый в России в последнее время вообще не появлялся и живет в Швеции, имея статус политического беженца. Не известно, находится ли в России Оразов, но у него точно есть российский паспорт. Россия своими законами защищает своих граждан от выдачи другому государству, даже если он совершил преступление. С юридической точки зрения выдача невозможна. С практической - в нашей стране возможно все. Так, в прошлом году выдали Арслана Хакаева, которого туркменская сторона разыскивала за участие в афере с кражей 42 миллионов долларов из Центробанка Туркмении. Вся вина этого человека состояла в том, что он был знаком с мошенником-банкиром, с которым они когда-то вместе учились. К тому времени, когда Хакаева начали искать, он уже жил в России, имел российское гражданство, был женат на россиянке. Его выдали. Но после того, как адвокат Хакаева обратился в Европейский суд и доказал, что вся процедура противоречила российскому законодательству, в Москве сделали все, чтобы исправить эту ошибку. И вызволили в конце концов из Туркмении. Правда, сейчас он сидит в Лефортове, но причина тому - завершающиеся следственные действия. Главное - жизнь его спасена.
Сегодня между Россией и Туркменией было заключено три соглашения. Два из них по газу, одно на 25 лет, другое по текущим мероприятиям. Третье соглашение - о сотрудничестве в области безопасности. Содержащиеся в нем формулировки вполне в духе Туркменбаши. Он явно навязал заключение именно такого соглашения, идея которого была озвучена впервые во время визита Рушайло в Ашхабад. В статье 4 этого соглашения говорится: "Стороны сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Не предоставляют убежища выявленным членам террористических организаций. Обмениваются оперативной информацией о своих планах. Сотрудничают в сфере оказания правовой помощи и выдаче лиц, совершивших или подготавливающих террористические действия на территории одной из сторон". Понятно, что речь идет о ситуации, которая выгодна для Ашхабада. Где любую оппозицию сразу же записывают в международные террористы. Если Россия соглашается с этим, то получается, что она может выдать и Ханамова с Оразовым. Другое дело, что в соответствии с общепринятыми международными нормами соглашение не имеет обратной силы. Но само по себе заключение этого соглашения - крупная победа Ниязова в торге с Москвой: мы вам газ на ваших условиях, а вы нам солидарность в борьбе с так называемыми международными террористами. Это первая серьезная уступка.
Вторая: сегодня Путин объявил, что они с Ниязовым договорились о прекращении действия двойного гражданства между Россией и Туркменией. И это очень печально.
Грани.Ру, 10.04.2003
Авды Кулиев
(О возможной выдаче Сапармурату Ниязову экс-главы Центробанка Худайберды Оразова и бывшего посла Туркмении в Анкаре Нурмухамеда Ханамова)
Если Ниязов и попросил выдать их, то только из-за невежества и незнания. Россия при всем своем желании не может выдать Оразова и Ханамова, поскольку эти люди уже получили политическое убежище в России. Я думаю, что и в Конституции прописано, что преследуемых по политическим мотивам людей выдавать нельзя. Едва ли Россия готова на такую сделку. Скорее всего, это выдумки газетчиков. Вряд ли российское государство пойдет на такой шаг. Ниязов – диктатор известный во всем мире. Он ничем не лучше, к примеру, Саддама Хусейна. В настоящих условиях, когда ведется борьба против диктаторов, едва ли Россия пойдет на подобный шаг. При всем желании выдать этих людей будет невозможно. Они недосягаемы для Ниязова в настоящее время.
Грани.Ру, 10.04.2003
Александр Петров
(О возможной выдаче Сапармурату Ниязову экс-главы Центробанка Худайберды Оразова и бывшего посла Туркмении в Анкаре Нурмухамеда Ханамова)
Это нонсенс. Даже если возможность выдачи Оразова и Ханамова существует в проекте, это вызывает огромное возмущение. Если они действительно являются гражданами России, то ни того, ни другого выдать не удастся. Это будет противоречить Конституции РФ и Конвенции 1951 года о беженцах. Международное право прямо запрещает такие вещи. Есть и другие законы, запрещающие это. Помимо всего прочего, общеизвестно, что в Туркменистане широко применяют пытки в отношении заключенных, политических в первую очередь. Согласно Конвенции, страна не может выдать человека, находящегося на его территории в том случае, если ему угрожает применение пыток. Human Rights Watch будет заниматься этим вопросом, мы приложим все усилия для того, чтобы выяснить, что же стоит за всей этой историей.
Грани.Ру, 10.04.2003
Статьи по теме
Пуля - дура, Сапармурат - молодец
В среду в Ашхабаде прошел митинг в поддержку Туркменбаши, едва не ставшего жертвой покушения. Выступавшие "заклеймили отщепенцев и мерзавцев, ступивших на дорогу шайтана". В газете "Нейтральный Туркменистан" опубликовано письмо, в котором сообщается, что "это страшное варварское событие очень опечалило всех верующих Туркменистана". Руководители Совета по делам религии при президенте подчеркивают: "Народ с Вами! Не теряйте оптимизма, этот случай сплотит народ вокруг Вас". Читая эти сообщения информагентств, поневоле думаешь: а может, и вправду не стоит терять оптимизма? Может, в России не все так плохо?
Аргументы главного калибра
Каким может оказаться расклад, заговори на Каспии пушки? Москва, судя по тому, как уверенно держится в кругу коллег-каспийцев Владимир Путин, считает, что при любых обстоятельствах все козыри у нее на руках.
Туркменбаши не любит бесплатно
Если Россия хочет и в дальнейшем обеспечивать лояльность Ниязова и, самое главное, не допустить строительства альтернативных газопроводов (актуальность этой проблемы возрастает после антитеррористической операции в Афганистане), ей придется согласиться с логикой первого из туркмен: за любовь нужно платить.