Аргументы главного калибра
Встреча в Ашхабаде глав государств, имеющих выход к Каспийскому морю, завершилась декларацией добрых намерений, с одной стороны, а с другой - недвусмысленной демонстрацией решимости отстаивать свои национальные интересы в регионе любыми средствами. Владимир Путин сразу же после такого "круглого стола" отправился не куда-нибудь, а в штаб Краснознаменной Каспийской флотилии (ККФ). Красноречивый маневр раздраженного пустопорожними препирательствами руководителя самой вооруженной страны из всей "каспийской пятерки" (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан).
Первым делом Владимир Путин приказал главкому ВМФ Владимиру Куроедову провести сбор-поход флотилии этим летом. Последний раз масштабные учения ККФ проводила в январе 2001 года. Сценарий был предельно политкорректный - блокада наркотрафика и "профилактика на водах" международного терроризма. Эти ключевые задачи в предстоящих маневрах пополнятся отработкой мер "спасательного характера". Спасать, как стало известно Граням.Ру, военные моряки будут российских нефтяников и рыбаков, подвергшихся в море нападению террористов. Причем предполагается, что "террористы" будут иметь на вооружении быстроходные катера и боевые вертолеты. А чтобы у соседей России по Каспию и тени подозрения не возникло, президент порекомендовал военным пригласить в район учений иностранных наблюдателей.
Последнее обстоятельство вряд ли может кого-то обмануть. Очевидно, Путин ищет нестандартные пути, чтобы сделать сговорчивее партнеров - прежде всего Иран и Азербайджан. Именно между этими двумя странами сегодня пролегает главная линия фронта на Каспии. Достаточно вспомнить, как летом прошлого года иранские ВМС взяли на мушку геологоразведку Азербайджана в спорном месторождении углеводородов. Баку тогда удержался от ответной акции. Можно усмотреть в этом мудрость Гейдара Алиева, однако военные эксперты видят причину в другом - просто военный кулак Ирана будет покруче азербайджанского. Свои трения у России с Казахстаном, у Туркмении с Азербайджаном, у Азербайджана с Казахстаном... Словом, клубок закадычных друзей. И для смертельных объятий не достает лишь случайного запала. Путин осознал это в полной мере и с решимостью силовика избрал самый доходчивый способ внушения - "политику канонерок".
Объективно говоря, каспийская составляющая ВМФ России пока доминирует над остальными "канонерками". Здесь дислоцируется бригада кораблей охраны водного района (ОВР) с базами в Махачкале и Каспийске, дивизион десантных кораблей на воздушной подушке в Каспийске, бригада ОВРа в Астрахани, бригады ракетных и артиллерийских катеров, тральщиков. В прошлом году присутствие морской пехоты было увеличено с батальона до полноценной бригады. Плюс различные части и подразделения береговой обороны. Морская авиация ККФ пополнилась самолетами-амфибиями, патрульными и противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. К разворачиванию готовы и силы воздушной поддержки - армейская авиация Северо-Кавказского и Приволожско-Уральского военных округов. Силы поддержки флотилии постоянно наращиваются. Каспийская флотилия - одно из немногих подразделений ВМФ, боевые порядки которой пополняются новыми кораблями, техникой и вооружением. В частности, в конце года на Каспий придет новый ракетный корабль. Головной в своей серии. Следом строятся еще два аналогичных "борта". И все без задержек с финансированием, в ударном темпе. С редкостной по нашим временам оперативностью. Наконец, по неофициальным данным, Каспийская флотилия уже в этом году может пополниться подводными силами. Северная часть моря, где средняя глубина не более четырех метров, для подлодок, понятно, мелковата. Зато южнее глубины достигают нескольких сот метров. Эти глубины явно готовится осваивать и Иран. Тегеран не случайно закупил у России дизельные ПЛ типа "Варшавянка" и отправил свои экипажи на классы российских подводников. По информации Граней.Ру, в глубоководные районы Каспия в плавдоках уже доставлены дизельные подлодки, работу которых обеспечивают водолазы из отдела поисковой и аварийно-спасательной службы флотилии.
Отсюда понятна та настойчивость, с какой требуют демилитаризации Каспия Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Иран и Россия, успев поднакачать военные мускулы, эти пацифистские инициативы не поддерживают.
Каким может оказаться расклад, заговори на Каспии пушки? Москва, судя по тому, как уверенно держится в кругу коллег-каспийцев Владимир Путин, считает, что при любых обстоятельствах все козыри у нее на руках. Объектом нападения Россия вряд ли окажется. Равных русской флотилии на Каспии нет. Зато сливки в роли арбитра, миротворца, "буфера" и решающей силы можно будет снимать беспрепятственно. С ней, Москвой, будут искать союза, она же будет диктовать условия. Неисповедимые пути войны, да еще на Востоке, кремлевские стратеги, похоже, в расчет не берут. Судя по тому, как Россия наращивает свою боевую мощь на Каспийском море, военный сценарий ее не страшит. А для определенных сил, возможно, выглядит самым желанным развитием событий в этом регионе.
Однако высекать искру на нефтяных волнах не более разумно, чем играть с огнем в пороховом погребе. Тем более что у членов "каспийской пятерки" всегда могут оказаться пайщики-союзники со стороны, привыкшие выступать с позиции силы. Нефть в сочетании с Востоком - дело не просто тонкое, но и огнеопасное.
Россия и Иран (досье Граней.Ру)