Также: Политика | Персоны: Виталий Портников

статья Туркменбаши не любит бесплатно

Виталий Портников, 21.01.2002
Сапармурат Ниязов. Фото с сайта www.turkmenistan.ru

Сапармурат Ниязов. Фото с сайта www.turkmenistan.ru

России не привыкать к дорогим союзникам. Интеграция с Александром Лукашенко уже обошлась в сотни тысяч, если не в миллионы долларов, упущенные благодаря введению беспрецедентных льгот для соседнего государства. Впрочем, любовь к России - это единственный товар, который Лукашенко может поставлять на рынок. У туркменского президента Сапармурата Ниязова ситуация несколько иная. Он торгует газом, а не любовью и заинтересован в том, чтобы цена этого газа, гарантирующая благополучие Туркменбаши и спокойствие его подданных, была предельно высокой.

Нынешний визит Ниязова в российскую столицу как раз и связан с возможным увеличением цены. Причем еще до этого визита туркменский президент смог доказать свою политическую необходимость Москве. Нейтральный Туркменистан стал единственной страной Центральной Азии, не допустившей на свои аэродромы войска антитеррористической коалиции. Таким образом, Россия может рассчитывать хотя бы на то, что американцы и НАТО, явно не собирающиеся в ближайшее время покидать страны Центральной Азии, в Туркменистан не попадут и будут здесь вынуждены считаться с российским - ну не с иранским же! - посредничеством.

Кроме того, после недавнего визита российского министра иностранных дел Игоря Иванова в Ашхабад стали говорить о значительном сближении российской и туркменской позиций по вопросу о разделе Каспия. Накануне готовящегося как раз в туркменской столице саммита прикаспийских держав такая поддержка Ниязова действительно может оказаться важной - тем более что вслед за Туркменбаши в Москву прибывает другой "каспийский президент" - Гейдар Алиев.

Весь этот именинный торт Ниязов щедро посыпает сахарной пудрой любви к русскому языку. К подобным приемам пропагандистского характера он не раз прибегал в недавнем прошлом, когда подписывал с Борисом Ельциным договор о двойном гражданстве и вручал первому российскому президенту паспорт гражданина Туркменистана. Но и тогда, и теперь Ниязов решал одну проблему - газовую.

Если Россия хочет и в дальнейшем обеспечивать лояльность Ниязова и, самое главное, не допустить строительства альтернативных газопроводов (актуальность этой проблемы возрастает после антитеррористической операции в Афганистане), ей придется согласиться с логикой первого из туркмен: за любовь нужно платить. Удалось ли Владимиру Путину и Сапармурату Ниязову согласовать повышение цен, можно будет понять уже в ближайшее время, когда встретятся эксперты двух стран. Но Путин приготовил для Ниязова другое, куда более далеко идущее предложение - создать Евразийский альянс производителей газа.

По существу эта идея, если она будет воплощена в жизнь, может привести к появлению некоей газовой ОПЕК, члены которой будут диктовать цену потребителям. И понятно, что в этих условиях Туркмения получит беспрецедентные возможности повышения цены на свой газ, а такие потребители и российского, и туркменского газа, как Украина, будут лишены каких-либо альтернатив и вынуждены уступить совместному российско-туркменскому диктату...

Другое дело, что Туркменбаши инстинктивно опасается любых объединений с кем бы то ни было, так что идея Путина может повиснуть в воздухе. Но уже само ее появление говорит о том, что в Москве очень не хотят конфликтовать с Сапармуратом Ниязовым и психологически готовы заплатить за его внезапную любовь приемлемую цену.

Виталий Портников, 21.01.2002