В Бурятии начато повторное рассмотрение дела Низовкиной и Стецуры
Советский райсуд Улан-Удэ начал новое рассмотрение дела по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды), открытого против политактивисток Надежды Низовкиной и Татьяны Стецуры. Об этом Стецура сообщила в своем ЖЖ. По ее словам, она и Низовкина были "неожиданно разысканы". Хотя обе активистки живут по месту постоянной регистрации, они включены в федеральную базу уголовного розыска, утверждает Стецура.
Активистка уверена, что ее привлекли по делу в качестве обвиняемой "для прикрытия". Действительная же причина нового рассмотрение дела - желание властей отомстить Низовкиной за прочитанную в конце мая лекцию о правовом статусе бурятского этноса (часть 1, часть 2).
После этой лекции официозная "Газета РБ" опубликовала статью-донос Дарьи Ююкиной "Демократический" апартеид под соусом самоопределения". В редакционном комментарии к статье отмечалось: "Мы обращаемся к компетентным правоохранительным органам с просьбой дать надлежащую правовую оценку высказываниям Надежды Низовкиной". При этом газета ссылалась на вступившую в действие 9 мая статью 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму).
"Я расцениваю это (возобновление рассмотрения дела. - Ред.) как фактическую репрессию против Низовкиной", - написала Стецура. Она подала в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, пояснив, что не считает себя "главным обвиняемым".
Дело по 282-й статье против Стецуры и Низовкиной было возбуждено весной 2010 года. Активисток обвинили в разжигании вражды и ненависти по отношению к четырем социальным группам: служащих МВД, ФСБ, вооруженных сил и ФСИН.
Позже следственный комитет при прокуратуре Бурятии добавил в дело еще три эпизода. Так, активисткам было вменено распространение в декабре 2008 года в центре Улан-Удэ листовок, текст которых содержал негативные оценки действий сотрудников ФСБ. Тогда же в газете "Свободное слово" Низовкина и Стецура поместили статью аналогичного содержания. Активистки признали авторство материалов, однако не сочли свои действия уголовно наказуемыми.
19 января 2011 года судья Советского райсуда Улан-Удэ Ирина Левандовская признала Низовкину и Стецуру виновными и оштрафовала каждую на 100 тысяч рублей. Активистки не признали своей вины и после оглашения приговора заявили в зале суда, что штраф платить не будут.
14 марта 2011-го Верховный суд Бурятии, рассмотрев кассационную жалобу активисток, отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение. Такое решение было принято на фоне увольнения судьи Левандовской, на которую вскоре после приговора Низовкиной и Стецуре выложили компромат в Сети.
Тем не менее Советский райсуд больше трех лет не приступал к повторному рассмотрению дела.
Справка
Ходатайство Татьяны Стецуры о рассмотрении уголовного дела в отсутствие одного из подсудимых
Прошу рассмотреть уголовное дело в моё отсутствие по следующим основаниям.
Поскольку себя я считаю не главным обвиняемым, я нахожу предвзятым отношение суда ко мне как к лицу, чья фамилия ставится на первое место и с кого должностные лица стремятся начинать допрос. Это стремление подтверждается рядом процессуальных документов и приговором от 19 января 2011 г., в которых фамилии всегда назывались в последовательности: «Стецура, Низовкина», вопреки алфавитному порядку и фактическому положению.
Судом давались нам одинаковые характеристики, наши роли в совершении инкриминируемых преступлений никак не разграничивались, не давалось никакой объективной оценки роли и степени участия в них каждого из обвиняемых.
1. В основу обвинения был положен текст психолого-лингвистической экспертизы, в которой нам обеим необоснованно были даны идентичные психологические характеристики. В этой связи я не вижу необходимости моего участия в деле, тогда как суд фактически считает нас за одно лицо в процессе и даже не признаёт нас группой лиц.
2. Судом замалчивались и отклонялись все доказательства авторства Низовкиной Н.Ю. в написании инкриминируемых текстов. Считаю недопустимым приравнивание роли автора (Низовкиной Н.Ю.) и роли распространителя (Стецуры Т.С.) и на этом основании назначение им равного наказания. Поскольку я фактически являюсь только распространителем данных текстов, то вижу крайнюю предвзятость следственных органов и суда в том, что мою фамилию поставили на первое место.
3. Судом замалчивается тот факт, что Низовкина Н.Ю. является профессиональным исследователем проблемы преследования по ст. 282 УК РФ. Этой темой она занималась задолго до возбуждения данного уголовного дела (начиная с 2006 г.), что подтверждается публикациями в научных сборниках. Данные публикации судом также не учитывались, в их приобщении было отказано как в документах, не имеющих отношения к делу. Однако первоначально, во время следствия, этому придавалось важное значение, равно как и литературной деятельности Низовкиной Н.Ю., которое подтверждается протоколом допросов. Но затем данные обстоятельства по неизвестным причинам были проигнорированы судом, точнее, двумя судами под председательством двух разных судей.
В этой связи считаю, что для участия в уголовном процессе достаточно Низовкиной, как лица, последовательно и компетентно борющегося против вмененной ему ст. 282 УК РФ. Считаю, что для целей уголовного судопроизводства достаточно присутствия только одного обвиняемого — Низовкиной Н.Ю., которая исследует применяемый против неё закон с научной точки зрения и апробирует на себе практику его применения.
Исходя из вышеизложенного, считаю своё дальнейшее участие в данном судебном процессе необязательным и ходатайствую о рассмотрении уголовного дела в моё отсутствие. Для достижения принципов справедливости и беспристрастности уголовного судопроизводства, в целях недопущения дальнейшего искажения обстоятельств дела
ПРОШУ СУД:
рассмотреть дело по существу в моё отсутствие.
Живой журнал. 05.06.2014