Правозащитники: Военно-патриотическое воспитание недопустимо
Внедрение в школах "военно-патриотического воспитания", предусмотренное правительственной концепцией подготовки граждан к военной службе, противоречит Конституции, говорится в обращении известных правозащитников и деятелей культуры. Такое воспитание "насаждает национализм, внушает детям и подросткам представление о безусловном приоритете интересов государственной власти и национальных чувств над иными ценностями, в том числе общечеловеческими, гуманистическими и подлинно религиозными", - говорится в обращении.
Авторы обращения отмечают, что концепция "фактически требует насаждать среди несовершеннолетних воинственность и национализм, предусматривая для этого как прямые формы – в виде преподавания, так и косвенные – через субсидируемые государством тенденциозные художественные произведения". "Далеко не все учащиеся и их семьи готовы принять такое мировоззрение – есть много людей с принципиальными гуманистическими и пацифистскими взглядами, имеющими своим источником как сугубо светские, так и религиозные представления", - пишут авторы обращения.
В декабре прошлого года Генпрокуратура поручила прокурорам регионов проверить исполнение законодательства при военно-патриотическому воспитании молодежи. По сведениям Генпрокуратуры, организация работы по военно-патриотическому воспитанию и подготовка граждан к военной службе по-прежнему остаются на низком уровне. "Недостаточно развита сеть военно-патриотических молодежных объединений и организаций. В их работе присутствуют разобщенность, недостаточный охват детей и молодежи", - говорилось в сообщении ведомства.
По данным прокуратуры, во многих образовательных учреждениях страны "недостаточно финансируются мероприятия по подготовке школьников к военной службе, ненадлежащим образом работают кружки и секции военно-патриотической направленности, не организовано взаимодействие с воинскими частями, военными образовательными учреждениями профессионального образования".
Все это является нарушением требований закона "О воинской обязанности и военной службе" в части получения гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности, а также приобретения навыков в области гражданской обороны", считают в Генпрокуратуре.
В конце 2008 года источник Граней.Ру в Минобороны сообщал, что военная подготовка в школе будет проводиться в виде четырехлетнего курса. В Минобороны предполагали создать единую систему поэтапного начального военного образования с использованием ресурсов Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО-ДОСААФ), военно-патриотических и военно-спортивных клубов. В проекте постановления общественной организации РОСТО придавался статус общественно-государственной с организационным подчинением военному ведомству. Недавно премьер-министр Путин своим постановлением преобразовал РОСТО в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту – ДОСААФ. Наряду с военно-патриотическим воспитанием граждан, подготовкой молодого пополнения для армии по военно-учетным специальностям и развитием авиационно-технических видов спорта, организации поручили подготовку гражданских специалистов технических профессий и офицеров запаса. Кроме того, воспитанники ДОСААФ будут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций, помогая специалистам МЧС проводить спасательные работы при стихийных бедствиях и катастрофах.
Справка
Из федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское освидетельствование.
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Справка
Российские дети должны быть защищены от "военно-патриотической" госидеологии
Одним из немногих оставшихся в нашей стране демократических завоеваний остается категорический запрет на государственную идеологию, на внедрение обязательной идеологии в систему государственного образования. Слишком свежа память о десятилетиях тоталитарной обработки сознания нашего народа.
Совсем недавно отбушевало сражение за то, чтобы знакомство с религией школьников не превращалось в лобовую конфессиональную агитацию. Необходимо прямо сказать, что достигнутый компромисс, предусматривающий выбор из нескольких вариантов - со светской этикой, конкретной религией или общим религиоведческим курсом, не может быть признан удовлетворительным, ведь всё это в любом случае объективно разобщает подростков, угрожает нарушением их права и права их родителей на свободу совести и убеждений, включая безусловное право быть атеистом или принадлежать к новым религиозным движениям.
Однако антиконституционные попытки насаждения в учебных заведениях общеобязательной государственной идеологии на этом не остановились. Было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. №134-р, утверждающее "Концепцию федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года". В этой Концепции прямо предусмотрено, что дети и подростки становятся объектом внедрения некоего "военно-патриотического воспитания".
Необходимо особо подчеркнуть, что само понятие "военно-патриотическое воспитание" далеко выходит за пределы воспитания любви к Родине, естественной привязанности к своей культуре, к родному краю, к своей стране.
"Военно-патриотическое воспитание" всегда понималось и понимается в качестве целостной идеологической доктрины.
Формально – такое "воспитание" имеет целью подготовку к службе в вооруженных силах своей страны. Но на деле оно прямо предусматривает формирование мировоззрения, основанного на культе государства, нации и армии. Поэтому «военно-патриотическое воспитание" неизбежно включает в себя тенденциозное препарирование и мифологизацию истории своей страны, некритическое прославление тех войн, которые велись собственной страной, культ сильной централизованной власти.
Всё вместе это насаждает национализм, внушает детям и подросткам представление о безусловном приоритете интересов государственной власти и национальных чувств над иными ценностями, в т.ч. общечеловеческими, гуманистическими и подлинно религиозными.
В условиях, когда для взрослых юношей закон устанавливает право на альтернативную службу на основе их убеждений, данный подзаконный акт правительства РФ детей и подростков, понимаемых только как будущие призывники, такого выбора лишает. "Концепция" фактически требует насаждать среди несовершеннолетних воинственность и национализм, предусматривая для этого как прямые формы – в виде преподавания, так и косвенные – через субсидируемые государством (в т.е. за счет всех граждан), тенденциозные художественные произведения, специальные видеоигры и проч.
Далеко не все учащиеся и их семьи готовы принять такое мировоззрение – есть много людей с принципиальными гуманистическими и пацифистскими взглядами, имеющими своим источником как сугубо светские, так и религиозные представления. Например, многие верующие, принадлежащие к различным направлениям мировых религий и их церквей, а также относящиеся к новым религиозным движениям, считают национализм и милитаризм неприемлемыми для себя и своих детей.
Статья 13 (п.2) Конституции РФ устанавливает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Статья 2 Закона РФ "Об образовании" (Принципы государственной политики в области образования) гласит: "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье... 5) свобода и плюрализм в образовании").
Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантирует: "1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. 4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями).
Статья 14 Международной Конвенции о правах ребенка прямо требует от государства: "уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии (1)... уважать права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (2)". Все это означает, что введение обязательного "военно-патриотического воспитания" противоречит фундаментальной свободе совести и убеждений, является безусловным нарушением как российского законодательства, так и общепризнанных международно-правовых норм.
К чему такой подход может привести, показывает история скандальной "Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года" (Постановление Правительства Москвы № 136-ПП от 16 февраля 2010 г.), которая, не только дублирует организационно-идеологические пункты федеральной концепции, но, прямо нарушая действующее законодательство, предписывает привлечение несовершеннолетних учащихся к военным сборам.
Кроме того, очень важно отметить, что нынешняя Российская Федерация состоит из народов, неоднократно находившихся в течение истории между собой в вооруженном противостоянии. Поэтому воспитание, направленное на восхваление военных побед, неизбежно будет способствовать раздуванию вражды между народами России, а также с соседними народами.
Мы призываем всех, кому дорог принцип деидеологизированности российского государства и образования, кто считает недопустимым и антиконституционным политику формирования общеобязательной государственно-исторической мифологии, объединяться для борьбы с насаждением "военно-патриотического воспитания", принципиально противоречащего и светски-гуманистическим, и многим религиозным ценностям!
Система образования должна строиться на основе современных гуманистических и демократических принципов, безусловного уважения прав и достоинства личности, на объективном и всестороннем информировании учащихся о событиях прошлого и о сегодняшнем положении в нашей стране и мире.
Мы призываем широко обсуждать опасность идеологизации системы образований, требовать соблюдения принципов свободы совести и убеждений учащихся, обращаться в суды, включая Европейский суд по правам человека.
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы
Елена Боннэр
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"
Лидия Графова, журналист-правозащитник
Сергей Ковалев, Фонд Андрея Сахарова
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"
Андрей Пионтковский, писатель, в.н.с. Института системного анализа РАН
Андрей Илларионов, к.э.н., член редколлегии журнала "Вопросы экономики", старший научный сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (США)
Юрий Самодуров, куратор выставочных проектов
Борис Альтшулер, руководитель РОО "Право ребенка"
Нина Катерли, писатель, член Союза писателей Москвы, член ПЕН-клуба
Борис Стругацкий, писатель
Правозащитный совет Санкт-Петербурга (ответственный секретарь Совета Наталия Евдокимова)
Леонид Гозман, сопредседатель партии "Правое дело"
Михаил Шнейдер, ответственный секретарь Федерального политсовета "Солидарности"
Дмитрий Пысларь, председатель правления Фонда "Право солдата"
Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту ученых
священник Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Игорь Яковенко, доктор философских наук, профессор РГГУ