статья Плоды "Преображения"

Юрий Богомолов, 19.08.2009
Юрий Богомолов. Фото с сайта www.svobodanews.ru

Юрий Богомолов. Фото с сайта www.svobodanews.ru

На только что закончившемся кинофестивале в Выборге была показана вне конкурса новая картина Владимира Хотиненко "Преображение". Она выйдет в прокат осенью под названием "Поп". Когда выйдет, тогда и можно будет подробно поговорить о ее исторических основаниях и художественных свойствах.

Сейчас о ней стоит сказать в связи с той тягостной атмосферой, что продолжает царить в сообществе кинематографистов после михалковского "сокрушительного" и, как оказалось, разрушительного съезда.

Продолжаются судебные слушания по иску сторонников Марлена Хуциева к Михалкову и его команде о незаконности решений гостинодворского собрания. Продолжается выяснение служебных отношений Хуциева с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым. Продолжаются секретные пленумы михалковского Правления Союза кинематографистов, где принимаются секретные решения. Сам Михалков распространил на DVD фильм, сочиненный по мотивам поставленного им в Гостином дворе Съезда СК РФ.

И вот посреди этой враждебности случаются вялые праздники корпоративной солидарности - в Сочи ("Кинотавр"), затем в Москве (ММКФ), а теперь в Выборге ("Окно в Европу").

Праздники праздниками, а рознь чувствуется: кто-то с кем-то не здоровается, кто-то на кого-то смотрит исподлобья.

Михалков на лестнице кинотеатра "Пушкинский", где проходила церемония закрытия ММКФ, бросился обнимать и лобзать режиссера Николая Досталя (как Ноздрев Чичикова), поздравляя его с победой. Победитель пытался ускользнуть, увернуться, но тщетно.

В Выборге многие участники фестиваля стали свидетелями того, как Владимир Хотиненко, режиссер из свиты Михалкова, после своей пресс-конференции подошел к исключенному из СК кинокритику Виктору Матизену. Между ними произошел следующий диалог:

- Виктор, ну это неправильно, что мы с тобой не здороваемся. Я тебя уважаю.

- А... А почему я должен с тобой здороваться, если ты голосовал за мое исключение из Союза?

- Ну, ты не прав. Это совсем другая история. Там были свои правила игры...

И, несколько обиженный недопониманием себя, уверенный в своей правоте, автор "Преображения" степенно удалился. А критик Матизен с улыбкой Кабирии в финальной сцене фильма Феллини пытался осознать услышанное.

Потом эта ситуация живо обсуждалась в кулуарах фестиваля. Кто-то вспоминал советские времена, когда случались обличительные собрания. И после них какой-нибудь активист удивлялся, что его сторонятся коллеги, что ему недавние товарищи руки не подают.

А я сразу вспомнил как раз фильм "Преображение". Там есть впечатляющая сцена казни партизан фашистами. Уже на казнимых, стоящих босиком в кузове машины, накинули петли, уже их аккуратно подтянули к горлу, как галстуки. Отец Александр (актер Сергей Маковецкий) попытался было воспрепятствовать душегубству. Но тщетно. Нацистский полковник с русскими корнями и потому не чуждый православию (актер Анатолий Лобоцкий) скомандовал; грузовик рванул с места - несколько человек повисло, дергаясь на веревках. Тут машина забуксовала, и тот, кто был повыше ростом, все еще упирается в дно кузова ногтем большого пальца, а машина буксует... Крики, слезы, обмороки, отец Александр зарыдал, сжав лицо ладонями. Православный нацист тоже испытал душевный дискомфорт. И все, что он смог сделать в этой ситуации, так это подтолкнуть плечом буксующую машину. Подтолкнул - и всем стало легче. В том числе и жертве.

Вечером палач зашел к отцу Александру, чтобы облегчить душу. Тот его не захотел на порог пустить. Между ними на пороге произошел диалог, которого дословно не помню, но за смысл ручаюсь:

- Как же так: человек стоял на краю могилы, а вы его подтолкнули.

- Но я не мог поступить иначе: таковы правила игры.

***

Вроде бы уж сколько нас учила жизнь, какие нам убедительные уроки преподали товарищ Сталин с геноссе Гитлером, а мы все недопонимаем, что есть мораль человеческого общежития и есть правила игры, для которой нет морали.

Большой художник Владимир Хотиненко это допонял. Тут ему и награда вышла. На следующий день после премьеры "Преображения" пришла весть, что ее автор назначен заведующим кафедрой режиссуры вместо уволенного с этой должности Марлена Мартыновича Хуциева.

Увы, этическая коллизия, в которую попадают герои "Преображения", то и дело повторяется сегодня, хоть и в ослабленной форме.

Комфортно ли будет себя чувствовать на новой должности Владимир Хотиненко?..

Впрочем, не исключено, что комфортно. И на каком-нибудь фестивале, повстречавшись с Хуциевым, скажет: "Марлен, это неправильно, что мы с тобой не здороваемся".

Юрий Богомолов, 19.08.2009