Подкормить и зарезать
Противостояние сторонников Марлена Хуциева и Никиты Михалкова не кончилось с окончанием собрания в Гостином дворе и с подтверждением в Мосгорсуде решения о нелегитимности VII съезда Союза кинематографистов. Сегодня начался новый судебный процесс между противоборствующими сторонами. Истцами на сей раз выступают те, кто поддерживает Хуциева; ответчики - Михалков и его команда.
Пикантность ситуации состоит в ее зеркальности по отношению к тому процессу, который выиграла михалковская команда. У нынешних истцов такие же по форме требования - признать незаконными прошедший в марте этого года съезд и избрание председателем Никиты Михалкова. И те же аргументы: многочисленные нарушения Устава по процедурным вопросам, отсутствие кворума, подтасовки в ходе голосования.
Совпадение подчеркивается тем обстоятельством, что слушание дела пройдет в том же Пресненском суде на Зоологической улице и с тем же судьей, если истцам не удастся его отвести.
Если не удастся, то мы станем свидетелями чистого эксперимента нашего правосудия, поставленного им над самим собой. Все-таки интересно не только, насколько оно основательно в стремлении уклониться от истины, но и насколько оно последовательно в этом стремлении.
Тем временем противостояние процессуальных противников продолжается и на информационном поле. И не только на нем. Баррикады не разобраны. То там, то сям Михалков предпринимает резкие выпады против соперников. Ректор ВГИКа Владимир Малышев, один из активных членов команды Михалкова, под смехотворным предлогом выводит Хуциева из ученого совета института. Сам Михалков подписывает распоряжение о выдворении редакции журнала "Искусство кино" из принадлежащего Союзу помещения. Предлог в данном случае коммерческий, но подоплека очевидна: главный редактор журнала Даниил Дондурей - один из самых принципиальных критиков деятельности старого руководства Союза.
Главные же атаки еще впереди. Впрочем, получить о них довольно ясное представление можно уже сегодня, заглянув на сайт Гильдии киноведов и критиков, где обнародована и неправленая стенограмма секретного пленума правления СК.
Сопоставив некоторые из последних телодвижений михалковской команды, легко заметить, что ее пропагандистские приоритеты несколько изменились.
Если совсем еще недавно репутация лидера оппозиции не бралась под сомнение. Хуциев был, как жена Цезаря, вне подозрений. Это его окружение было темным, своекорыстным, управляемым либералами-атлантистами из заграницы. А он, эта совесть отечественного кинематографа, в силу (вернее, слабость) преклонного возраста цинично использовался в качестве прикрытия всевозможных неблаговидных действий. Читайте, мол, "Дядюшкин сон" Достоевского. Михалков лично ухаживал за "дядюшкой", князем N: звонил ему по телефону накануне своего съезда, пили с ним чай в "Кабанчике" по ходу этого съезда, выдвинул его кандидатом в председатели... а он не поддался, не соблазнился.
И тогда концепция резко переменилась. Тогда именно на Хуциева обрушилась лавина компромата. В охоте на ведьм, сигнал к которой прозвучал в Гостином дворе, теперь главной мишенью стал именно Хуциев.
В "Известиях" появился полосный материал, из которого следовало, что Хуциев никакая не совесть отечественного кинематографа, а затаившийся агент жадных до собственности Союза рейдеров. Оказывается, он еще в 90-е годы промышлял на этом поприще. И вот теперь взялся за старое.
Расследование хищнической деятельности Марлена Мартыновича было продолжено другим назначенцем Михалкова - председателем Московского отделения СК Владиленом Арсеньевым, и на секретном пленуме в Белых Столбах он поделился результатами своих разысканий. Он назвал человека, к которому тянется одна из нитей антимихалковского заговора. Это Борис Березовский. "Следователь" доложил членам правления: подземный туннель Москва-Лондон уже вырыт. Эта информация не предназначалась для печати - она для молвы в среде рядовых членов Союза.
Если г-н Арсеньев постарается, то к следующему пленуму он обнаружит туннель, соединяющий Хуциева с бен Ладеном.
Белостолбовский пленум, видимо, стал той каплей, что переполнила чашу гнева заслуженных и народных мастеров культуры, следствием чего явилось их открытое письмо, опубликованное в газете "Культура". В нем, в частности, сказано: "Трубный сигнал к "охоте на ведьм" прозвучал". Сказано недостаточно точно - охота на ведьм в разгаре. А о том, что является ее конечной целью, сказано было довольно откровенно на самом пленуме.
Михалков разоткровенничался и поделился с собравшимися одной подробностью встречи с президентом, которая не нашла отражения в прессе. Цитирую по неправленой расшифровке аудиозаписи:
"Он (президент Медведев. - Ю.Б.) говорит... мое мнение - это организация, которая умерла. Я говорю, да. Согласен, но нельзя это сказать и так поставить 4 тысячи человек перед фактом, что их организации не существует, это убить их просто. Давайте сначала их обеспечим, давайте дадим им понять: вы все равно будете иметь теплый дом, хлеб с маслом, врача, лекарства, вы будете иметь деньги, чтобы оплачивать свои коммунальные услуги и так далее, - а потом мы можем что угодно сделать".
Союз, стало быть, обречен. Смерть констатирована на самом высоком уровне, но похороны решено отложить на неопределенное время. Пока же кому-то пайка, кому-то кнут. А так сразу всех в могилу - не дело. Сначала надо обреченных покормить хлебом с маслом, подлечить, помочь оплатить коммунальные услуги, заплатить налоги, вселить уверенность в завтрашнем дне, попутно с собственностью Союза надо разобраться. И Дом кино можно будет мимоходом снести. И только после этого сказать членам СК: "Вы покойники. И Союз ваш - труп".
Статьи по теме
Поздняя нелюбовь
Авторы открытого письма начинают его такими словами: "Мы стоим на пороге преобразования общественной организации, каковой до сих пор был СК РФ, как бы к нему ни относиться, в командно-административную систему с отчетливо выраженной жесткой авторитарностью". Разве это только Союза кинематографистов касается?
А нельзя ли нас расстрелять?
Спрашивается: "Что за комиссия, Создатель?" Отвечается: "Комиссия по расследованию антимихалковской деятельности". У нее есть функциональные аналоги. Это не только новосозданная комиссия по противодействию искажениям отечественной истории. Можно было бы еще вспомнить святую инквизицию. Методы были несколько иные, а задачи те же. Но это, пожалуй, слишком сильное сравнение.