ОБСЕ приравняла сталинизм к нацизму
23 августа – день подписания пакта Молотова-Риббентропа – будет отмечаться как международный день памяти жертв нацизма и сталинизма. Такое решение в среду принял комитет по демократии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, заседание которого состоялось в Вильнюсе, сообщает издание Delfi.Lv. Положение, уравнивающее сталинизм и нацизм, включено в текст резолюции "Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке". Документ также призывает к международному осуждению тоталитарных режимов.
С инициативой рассмотрения текста резолюции выступили делегации Литвы и Словении. В поддержку документа высказались 30 депутатов из 14 стран мира. Следующим шагом станет рассмотрение резолюции на пленарной сессии, после чего она станет официальным документом ПА ОБСЕ.
Помимо того, что день памяти, официально отмечаемый ранее только в странах Балтии, станет международным, страны бывшего СССР вновь получат возможность потребовать от России возмещения ущерба за оккупацию, отмечает "Коммерсант". Кроме того, в документе от России как участника ОБСЕ требуют отказа от демонстраций во славу советского прошлого и избавления от структур, "приукрашивающих историю".
Представители российской делегации расценили решение депутатов ПА ОБСЕ как антироссийский демарш и политический жест. "Оценку пакту Молотова-Риббентропа уже дал в 1992 году съезд народных депутатов, и новые меры избыточны", заявил замглавы департамента информации МИДа России Игорь Лякин-Фролов.
Комментарий
Решение это можно оценить как некое историческое наведение справедливости. К сожалению, несмотря на то, что подавляющее большинство документов на эту тему были опубликованы, мы до сих пор не дали ясной, внятной оценки – моральной и политической – тому, что произошло 23 августа и тому, что произошло позже – в результате подписания пакта Молотова-Риббентропа и реализации секретных протоколов к пакту нацистской Германии и сталинской России. А результатом как раз было то, что и Гитлер, имя агрессивные планы, и Сталин, имея экспансионистские планы, стали делить ту часть Европы, которая находилась между Германией и СССР.
В данном случае Сталин выступил не просто как пособник Гитлера, но и как союзник Гитлера. То, что мы делали с сопредельными странами, присоединяя их к Советскому союзу, это, конечно же, называется аннексией и оккупацией. И если бы еще речь шла только об этом. На сопредельные страны, оккупированные Сталиным, обрушились репрессии – сталинский репрессивный режим вышел за пределы Советского Союза и стал навязывать чужим странам свой социальный строй, свои установки по уничтожению отдельных слоев общества в этих странах. С 1939 года происходили массовые депортации из вновь приобретенных земель – из Прибалтики, из западной Украины и западной Белоруссии. Оскал сталинского режима стал всем очевиден. Так что Сталин в этом смысле – такой же захватчик, такой же оккупант. И уравнивание этих режимов с моей точки зрения вполне оправдано, и отмечание этой даты как трагичной для Европы тоже и оправдано и справедливо.
Требование от России компенсаций это, конечно, дело судебное – всегда можно принять декларацию и ничего не получить. Мы должны говорить о самом главном – о том, в какой степени Россия, нынешняя Россия, которая хотела бы называться демократической, является наследницей сталинского режима. На мой взгляд, было большой ошибкой в 1991 году не порвать эту порочную цепь и продолжать нести ответственность за сталинские преступления. А тогда когда современную Россию это стало тяготить, возникли тенденции к оправдыванию и к придумыванию всяких объяснений тех преступлений. Они не случайно возникают и сейчас, эти тенденции. Решительного отмежевания советского прошлого, к сожалению, не произошло. Попытка была, но успехом не увенчалась. Можно долго рассуждать, почему так случилось. Но тем не менее сегодняшние попытки оправдать сталинизм, представить хоть какие-то рациональные объяснения-оправдания террору и территориальным захватам, они выглядят и нелепыми, и анахроничными, и совершенно не соответствуют духу сотрудничества в Европе.
Никита Петров, историк, доктор наук
Дословно
Вилия Алекнайте-Абрамикене
Здесь ничего нет против России. На наш взгляд, русский народ и Россия были первыми жертвами тоталитарного режима, который в документе именуется сталинизмом.
Delfi.Lv, 02.07.2009
Константинос Алиссандракис
Принимаемый документ имеет ярко выраженную антикоммунистическую направленность. Он агитирует даже не против Сталина, который давно умер, а против коммунизма, причем в нынешний кризисный период, когда повсюду растет недовольство народных масс.
"Газета" (Gzt.Ru), 02.07.2009
Александр Козловский
Те, кто ставят на одну ступень нацизм и сталинизм, забыли, что именно сталинский Советский Союз понес самые большие жертвы и внес наибольший вклад в дело освобождения Европы от фашизма.
"Коммерсант", 02.07.2009
Статьи по теме
Историческая комиссия пролетариата
Члены Политбюро как один человек рады, что наконец-то вы вступили в прямую переписку с нами. Этот факт является отрадным событием и для вас там, и для нас здесь. Вы спрашиваете, как сдержать лавину гнусной критики, которая обрушится на ваши светлые головы после публикации вашего письма к нам сюда. Интересуетесь, поддержит ли вас народ.
В ущерб интересам России
Создаваемая комиссия - это вовсе не министерство правды. Судя по кадровому составу и поставленным задачам, это министерство любви. Со вчерашнего дня агитпроп в России существует в новых условиях. Причем первой задачей новой карательной структуры совсем по-оруэлловски становится историческая легитимация политического режима.