Стратегия без опасностей
Подписав Стратегию национальной безопасности России до 2020 года, президент Дмитрий Медведев дал возможность западным - так и хочется сказать "советологам" - вновь поговорить о российской внешней политике. Может быть, это сигнал новому американскому президенту Бараку Обаме? Может быть, новый российский президент демонстрирует таким образом уверенность в собственных силах и преемственность политики? Ведь собирающемуся в Москву американскому президенту совершенно необходимо понять, что российское руководство и далее считает размещение элементов противоракетной обороны США в Европе чуть ли не главной проблемой безопасности собственной страны.
Любой здравомыслящий россиянин может рассказать своему президенту, в чем главные угрозы национальной безопасности страны. В сырьевом характере экономики, превращающем Россию в страну третьего мира на следующий же день после падения нефтяных цен. В удушающей страну коррупции. В катастрофическом вымирании населения, которое ставит под вопрос физическую возможность даже не развития, а просто заселения российских просторов. Но кому в российской политической элите интересна вся эта дребедень?
В сознании случайных людей, оказавшихся в московских коридорах власти в начале нового тысячелетия, современная Россия - некий клон Советского Союза, поднимающийся с воображаемых колен. Естественно, у этого клона, живущего в виртуальном кремлевско-телевизионном пространстве, и угрозы совершенно другие. Главный оппонент - все те же Соединенные Штаты, мечтающие унизить Россию и помешать ее возрождению. Главные предатели - бывшие советские сателлиты, посмевшие считать счастливые годы пребывания в тени "большого брата" не лучшим временем в своей истории и налаживающие сотрудничество с заокеанским супостатом. Главный союзник - Китай, руководство которого вряд ли мечтает о совместной борьбе с супостатом, так как экономически - и кризис это явственно доказал - зависит от его процветания.
Примечательно, что из новой стратегии практически исчезли все угрозы, считавшиеся серьезными в начале века. Нынешнюю власть уже не волнует усиливающееся расслоение общества, терроризм и сепаратизм - несмотря на непростую ситуацию на Кавказе, кризис социального обеспечения и здравоохранения, криминализацию общественных отношений. Разве ничего этого в самом деле больше нет? Но очень хочется, чтобы не было, - и действительно критичные для будущего России вопросы просто изымаются из концепции. Пусть это обычный бюрократический документ, но раньше он хотя бы свидетельствовал, что власть понимает, в какой стране она живет.
А теперь к проблемам реальной России утвержденная ее президентом стратегия отношения не имеет. Из документа мы можем узнать все о маниловских мечтаниях российского чиновничества, о том, каким Наполеоном мнит себя каждый клерк, попадающий на работу в Совбез или администрацию главы государства, какой образ России вырисовывается в его сознании по дороге на Рублевку. Но о самой России мы не узнаем ничего, как и совершенно не поймем, какой будет страна в 2020 году. Очевидно одно - если принимаемые высшим руководством страны документы будут все так же далеки от реального положения дел в России и в мире, спустя десятилетие преемнику Дмитрия Медведева будет уже не до широковещательных концепций.
Статьи по теме
Нацлидер ждет пас...
Особую актуальность приобретает вопрос о будущем "самого успешного менеджера 2000-х" и, разумеется, незабвенного национального лидера. Мало обсуждаемой, но от этого не менее интригующей представляется перспектива его трудоустройства в Международный олимпийский комитет, где в октябре 2009 года пройдут выборы президента.
Убрать нельзя оставить
Постепенно произошло качественное и необратимое изменение ситуации. Путин перестал быть самодостаточным субъектом дилеммы "уйти нельзя остаться". К середине февраля он уже превратился в объект непростых размышлений правящей олигархии - "убрать нельзя оставить".
Поставленные на счетчик
Что будет, когда все эти люди убедятся в вашей правоте? Увидят, что правы были вы, а не программа "Время" с ее елейно-советскими интонациями. Поймут, что все только начинается. Что старые сбережения заканчиваются, новых денег не предвидится, а власть совершенно беспомощна.