статья Сочи - город нашенский

Мариэтта Чудакова, 30.03.2009
Мариэтта Чудакова. Фото из личного архива

Мариэтта Чудакова. Фото из личного архива

Борис Немцов получил - вопреки всем ожиданиям - официальную регистрацию в качестве кандидата на пост мэра Сочи. Значение этого события в сегодняшней российской ситуации, когда мы не знаем мнения президента по поводу гибели его представителя в Думе на полностью беззаконной алтайской охоте и по многим другим поводам, а также не знаем точно, что же именно происходит на нашей стройке века в Сочи, - трудно переоценить. Оно, это событие, может изменить общую информационную обстановку в стране.

У всякого почти решения, едва ли не у любого поступка находятся доводы в пользу того, что не надо бы этого делать. Решение Бориса Немцова бороться за право стать мэром города, в котором он родился, на мой взгляд, верное безо всяких оговорок.

Совершенно правильно, Борис Ефимович! Именно так и надо было поступить.

Кто–то должен же был, наконец, принять близко к сердцу ситуацию, когда втихаря, с участием, практически бесконтрольным (общество, во всяком случае, от такого контроля отстранено), немыслимых денег, разрушается экология, микроклимат одного из немногих(!) прекрасных уголков страны. А уж что там творится с судьбами людей, испокон веку живших в своих домах, - это любой житель современной России легко себе может представить, даже не имея вообще никакой информации.

Полтора года назад я, проводя в школе и одном из институтов Барнаула конкурс "Русским языком вам говорят!", попала на пресс-конференцию Бориса Немцова: шла предвыборная кампания. Была, не скрою, глубоко затронута оглашенными им цифрами, а также освещением общей ситуации с Олимпиадой в Сочи. Информацией он, несомненно, владел.

Деньги на Олимпиаду, заложенные в бюджет, в разы, как принято теперь говорить, превосходили те, что выделялись на строительство олимпийских объектов в других странах. А кроме того, в этих иных странах такой стройкой занимается, оказывается, по общему правилу, оппозиционная партия - та, которая в данный момент не у власти... Ну, тут комментарии гражданам современной России не нужны. А вот насчет денег - сразу как-то прояснилось в общих и довольно ужасных чертах, что же там, в Сочи, будет происходить.

Любопытно наблюдать, как взворохнулись в нашей самой свободной в мире прессе многие из пригревшихся в навозном тепле стабильности. Слово это давно ничего ровным счетом не означает и готовится стать ключевым в "кризисных" анекдотах. Но зато для некоторых (и их, прямо скажем, немало) оно очень даже много значит в сугубо личном плане - связывается с ощущением собственной стабильности. Потому что "стабильный", учат словари, - это прочный, устойчивый, постоянный. Постоянная чиновничья (или близкая к самому честному в мире нынешнему российскому чиновничеству) должность. Прочное положение в нужных кругах. Устойчивый порядок поступления денег в семейный бюджет помимо зарплаты. И множество (повторим - множество) людей, в том числе находящихся пространственно очень-очень далеко от города Сочи, почувствовали личный дискомфорт после регистрации Немцова в качестве кандидата...

Нет, тут, конечно, не только боязнь за свои материальные блага - зачем так примитивно? Вот в связи с юбилеем Жванецкого раскрыла томик его замечательного собрания сочинений, выпущенного "Временем", - текст конца 60-х: "Есть счастье, есть!" Такие строки: "Значит, нужно, чтобы еще притупилось. Как ты не понимаешь? Ведь даже если скажут сообщение по радио какими-то другими словами, станет тревожно. И не только мне. И правильно. Слова повторяются. К ним привыкаешь. Значит, все спокойно".

С естествоиспытательским интересом читаешь нынешних журналистов, обеспокоенных происходящим, - от одного из колумнистов "Известий" (можно ли поверить, что это был когда-то человек с убеждениями?) до авторов "Российской газеты", с важным видом объясняющих человеку с опытом двух сроков нижегородского губернаторства (вступившего на пост, когда в области ждали зимой голода в прямом смысле слова), что в Сочи ему придется не на пляже сидеть, а заниматься канализацией и прокладкой транспортных магистралей...

И эта проплаченная суматоха - только начало. Воображение отказывает, когда думаешь, как задымятся страницы газет в ближайшие дни. А какие меры будут приниматься так называемыми заинтересованными кругами, чтобы затормозить предвыборную кампанию Немцова, - не хочу и думать.

Новизна же ситуации в том, что нам, гражданам страны, удастся, наконец, узнать о том, что же на самом деле происходит в одной "отдельной взятой" ее части. Уже это необычайно важно. Дан старт открытому обсуждению общезначимых проблем. Уже это одно, повторю, может кое-что изменить.

Слышала сомнения уважаемых людей - а действительно ли Немцов хочет стать мэром? Ведь если да - зачем же он так круто берет? А почему же, спрашиваю, и не брать, если там явно Бог знает что творится? Так ведь, отвечают, его при таком его поведении власть просто не допустит быть избранным...

Но ситуация-то гораздо проще. Чтобы власть спокойно отнеслась к его избранию, Немцову надо сменить фамилию и сделать пластическую операцию. Все остальное - паллиативы.

И потому - пусть говорит то, что считает нужным. Дело сограждан, сохранивших ясное сознание того, что Россия не Куба и не Венесуэла, - поддержать его сегодня. И пожелать успеха.

Мариэтта Чудакова, 30.03.2009