Бизнесмен Андрей Луговой мог иметь отношение к отравлению Александра Литвиненко, однако при этом он мог не знать, что подсыпанное вещество окажется смертельным. Такая версия была выдвинута в показанном накануне ВВС фильме, посвященном годовщине убийства Литвиненко.
Фильм "Самый разыскиваемый человек в Британии" снял московский корреспондент газеты Sunday Times Марк Франкетти. В ленту включены интервью с самим Луговым, а также с главным редактором радиостанции "Эхо Москвы" Алексеем Венедиктовым, журналистами Владимиром Познером и Сергеем Доренко, а также экс-офицером КГБ СССР, депутатом Госдумы Александром Кондауровым.
В качестве подтверждения своей версии Франкетти приводит слова Венедиктова о том, что Луговой в первых интервью вел себя так, словно ему не совсем понятно, в какой ситуации он оказался. Кроме того, первоначально бизнесмен добровольно явился в британское посольство для беседы, а затем стал категорически отказываться от контактов с британскими следователями.
"У меня все еще есть очень много вопросов к Луговому относительно его предполагаемой роли в убийстве Литвиненко, - говорит Франкетти. - Большинство из них связаны с теорией, что он имел отношение к подсыпанию яда, но не знал о смертельных последствиях. Могли ли его подставить российские спецслужбы?".
Вероятность использования Лугового "втемную" не исключает и Кондауров. Бывший генерал КГБ говорит, что полоний вполне подходит для подобных операций, поскольку его действие замедлено, и у человека, подсыпавшего яд, будет время покинуть страну. На вопрос о том, стал бы он посвящать исполнителя такого отравления в суть дела, Кондауров отметил отрицательно: "Я бы ему ничего не сказал. - У него могут нервы не выдержать. Или он скажет: я с ним был знаком, он потом мне будет по ночам сниться. А что будет, если у него руки начнут дрожать и он высыпет не туда? Если Луговой принимал участие в операции, я подчеркиваю, если, то, я думаю, скорее всего, он не знал конечную цель. Вернее, он не знал, чем это кончится".
Сам Луговой отверг такую возможность. Он напомнил, что вместе с ним в Лондоне была его жена и двое детей, и он просто не мог бы подвергать их опасности - тем более в том случае, если бы не знал, с каким именно веществом ему придется иметь дело. В ответ на предположение Франкетти, что семья могла использоваться в качестве прикрытия, Луговой заявил: "Прикрытие? Использовать семью как прикрытие? Да ты что, шутишь, Марк? Я что, идиот что ли? Ты что, думаешь, что российские спецслужбы настолько жестоки?".
Путин слишком умен, чтобы отдать приказ об убийстве таких людей, как Литвиненко и Политковская. Это не дает ему ничего, кроме проблем. Действительно больших, очень очень больших проблем. Так что понятно, что это был не он. Но если представить сценарий, когда он сидит в своем кабинете, к нему приходит глава ФСБ, и Путин возмущается: "Этот Литвиненко... Мне до смерти надоело его слушать". Глава ФСБ идет в свой кабинет, собирает подчиненных и говорит им: "Мы можем что-то сделать с Литвиненко?" Следующий человек собирает уже своих подчиненных, и так далее и так далее, и кто-то в конце-концов говорит: "Давайте от него избавимся". Возможен ли такой сценарий? Да, конечно.
ВВС, 25.11.2007
Власти коварного Альбиона очень-очень хотят, чтобы отравление Литвиненко оказалось акцией "сорвавшихся с резьбы" ветеранов спецслужб, на которые бессильный Кремль все не может найти управу, а не безумной "активной операцией" террористического режима.
Две версии убийства несчастного Александра Литвиненко шумно полемизируют между собой, скандалят, учиняют мордобой. В одном говорящем правду стекле отражаются Кремль со своим Путиным и Путин со своими чекистами. Из другого высматривает очередную жертву Борис Березовский со своими, как выразился Егор Тимурович, специалистами по ядерной химии.
Вот и стоим мы с Егором Тимуровичем по разные стороны зеркала. Я, естественно, не имею доказательств виновности Путина, но я знаю, что Березовский никого не убивал, и поэтому я убежден в своей версии. Егор Тимурович, безусловно, искренне верит в свою. Почему? Да потому что у него в голове не укладывается, что его президент на такое способен. Если бы это было так, то впору было бы идти топиться.
Книга "Смерть диссидента", написанная Алексом Гольдфарбом при участии Марины Литвиненко, рассказывает историю о том, как наивный романтик вроде молодого отчаянного гасконца с разбегу влетел в королевский дворец и угодил в тенета большой политики, но д’Артаньяна из него не вышло - он не смог выпутаться, и жернова стерли его в порошок.
Прокуратура Великобритании собирается требовать экстрадиции Андрея Лугового. Могут ли российские власти выдать подозреваемого, нарушив тем самым Конституцию? Будут ли судить Лугового в России? Как развитие дела Литвиненко повлияет на отношения России и ЕС? Читайте мнения юристов, политологов, правозащитников.