статья Лордам в морды

Владимир Абаринов, 04.06.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Британское правосудие получило ответ на свой запрос об экстрадиции Андрея Лугового. Ответ дал сам президент России.

По мнению Владимира Путина, авторам запроса следует задуматься о своей профессиональной состоятельности: "Если люди, которые направили нам этот запрос, не знали, что по Конституции России запрещена выдача российских граждан в иностранные государства, то, конечно, под вопрос ставится уровень их компетенции". И в этом случае "их место не в правоохранительных органах, а где-то в другом месте, например... (тут, наверно, у некомпетентных британских прокуроров сердце екнуло от скверного предчувствия; однако обошлось. - В.А.) в парламенте или в газете".

Ну а если они знали про российскую Конституцию, тогда запрос - "это просто пиаровский политический шаг". "И то и то плохо, со всех сторон одна глупость", - подытожил президент.

В общем, как сказано у Гоголя в "Носе": "Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы".

Стало быть, Лугового будут судить в России по материалам, представленным британской стороной? Ведь именно это заявляла российская Генпрокуратура, не так ли? Но, оказывается, никаких материалов британская сторона не представила: "Не просто нужно требовать выдачи Лугового, а прислать достаточно материалов, чтобы мы могли дело направить в суд".

Ему виднее. Он юрист. Генпрокуратура доложила ему, что материалов нет. На нет и суда нет.

Позволим себе заступиться за британских прокуроров. Они не обязаны знать конституции других стран. Их дело оценить собранные предварительным следствием доказательства и принять меры к тому, чтобы обвиняемый предстал перед правосудием. В мире хватает стран, которые не выдают своих граждан. Страны ЕС, Мексика и Канада не выдают обвиняемых США, если по американским законам они могут быть приговорены к смертной казни. Это отнюдь не означает, что страна, добивающаяся экстрадиции, не должна делать ничего. Страна действует по своим законам, а не по чужим. Направляя запрос, она рассчитывает получить аргументированный ответ, чтобы понять, как действовать дальше.

Из этого шага никоим образом не вытекает вывод о политических мотивах, которыми будто бы руководствовалась Королевская прокуратура. Да и непонятно, в чем именно состоят эти мотивы, какие политические интересы преследуют британцы. Испортить отношения с Россией? Зачем это Лондону?

Но в восприятии Кремля такого вопроса не существует: у России кругом враги, а уж "англичанка гадит" просто из вредности. Президент не преминул напомнить Лондону, что он тоже отказался кое-кого экстрадировать и теперь, мол, пожинает горькие плоды этого отказа: "Я думаю, что после того как британские власти позволили собраться на своей территории значительному количеству проходимцев, жуликов и террористов, они создали условия, в рамках которых подвергаются опасности жизнь и здоровье самих подданных Великобритании, и вся ответственность за это лежит на британской стороне".

Уточнять, о ком идет речь, излишне. Не о сыне же вице-премьера Жукова, избившего по пьяной лавочке британского подданного, тем самым подвергнув опасности его жизнь и здоровье.

Тем не менее дело об экстрадиции Лугового считать закрытым рано. Генпрокуратура должна направить в Лондон юридически состоятельную бумагу. Если в материалах предварительного следствия есть пробелы, не позволяющие решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности, она должна запросить дополнительную информацию. Для экстрадиции достаточно улик prima facie, то есть обвинительного заключения, в котором имеется состав преступления "на первый взгляд", в порядке опровержимой презумпции. Но для суда в России требуется полный корпус доказательств, причем таких, которые соответствуют российским процессуальным нормам.

Британская прокуратура пока никак не выражала свое отношение к возможности привлечения Лугового к суду в России. В ближайшее время она должна решить для себя этот вопрос. Остается, впрочем, еще одна возможность: Луговой и впрямь, как он грозился на пресс-конференции, наймет английских адвокатов и будет бороться за свое честное имя на британской территории. Тоже интересно.

Владимир Абаринов, 04.06.2007