статья Смертельный трюк

Андрей Пионтковский, 25.05.2007
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Истинный патриот России должен в наше непростое время обладать недюжинным интеллектом. Он должен одновременно и одинаково искренне, глубоко и страстно, до желания порвать пасть оппоненту:

- возмущаться гнусной клеветнической антироссийской кампанией, развернутой на Западе вокруг смерти Александра Литвиненко врагами православия и суверенной демократии;

- испытывать законное чувство гордости за встающие наконец с колен наши доблестные спецслужбы, выполнившие блестящую операцию по ликвидации предателя;

- клеймить безродного космополита Бориса Березовского за злодейское убийство несчастного Саши Литвиненко.

Неспособные к подобному триппермыслию просто не выживают в Путинятии в прямом или переносном смысле. Существам нравственно идиотическим триппермыслить легко и приятно. После официального заключения Королевской прокуратуры они снова дружно заполнили экраны телевизоров, страницы газет, сайты Интернета.

У пациентов с более тонкой организацией процесс приспособления проходит болезненно, с трагической ломкой.

Мне надолго запомнился случай журналиста Вадима Речкалова с его длиннющей статьей "Тупик Политковской" (часть I, часть II, часть III) - о том, как Березовский убил Анну Политковскую и Александра Литвиненко. Этот человеческий документ по своему психологическому драматизму может стоять рядом с посвященным той же державно-патриотической теме знаменитым письмом Егора Гайдара Джорджу Соросу.

Как человек честный, принципиальный и дорожащий своей репутацией, г-н Речкалов не может игнорировать факт, хорошо известный ему и его оппоненту из "Новой газеты" Вячеславу Измайлову, а самое главное, известный следствию, - Анну Политковскую убили чеченцы.

Но этот факт как раз сравнительно легко вписывается в речкаловскую картину мира. Он всего лишь означает, что для убийства Политковской Березовский нанял чеченцев во главе с известным чеченским злодеем Х. Пока все гладко.

Однако Вячеслав Измайлов уже обнародовал в "Новой газете", ссылаясь на материалы следствия, и другой факт - Анну Политковскую убили не просто чеченцы, но чеченцы из ближайшего окружения Рамзана Кадырова. И Вадим Речкалов знает, что это правда.

Что же, отказаться от версии о Березовском? Нет, никогда! И здесь Речкалов повторяет отчаянный прыжок через логическую пропасть средневекового богослова, чья вера в непогрешимость высшего существа столкнулась с непреодолимыми противоречиями. Речкаловское "верую, ибо абсурдно" звучит следующим образом:

"Возможно, для убийства Политковской были использованы люди и из окружения Рамзана Кадырова. Например, те, о ком пишет в "Новой газете" Вячеслав Измайлов. Связанные с бывшими дудаевскими и масхадовскими боевиками, с которыми был связан и наш зарубежный чеченец. Этим можно объяснить и их неожиданный взлет по ступеням власти. Нет, Рамзан Кадыров не поощрял их за убийство, к которому не имел отношения. Просто после убийства у них могли появиться огромные деньги, которые и были вложены в карьерный рост".

Зачем же этот безусловно мужественный, даже сознательно бравирующий своей "брутальностью" человек выстраивает такую, мягко говоря, по-детски нелепую и уязвимую конструкцию? Не из страха же или стремления выслужиться.

И здесь наступает звездный момент автора. С обнаженной честностью и беспощадностью к себе и к своему народу он отвечает двумя вопросами на вопрос:

"А есть еще 150 миллионов российских граждан. Я тоже из их числа. И если мы верим, что Политковскую убил Герой России Кадыров, а Путин после этого, по ходу убив Литвиненко, назначил Кадырова президентом Чечни, то почему мы в обреченной апатии живем под таким Путиным? А если не верим, то почему молчим? По мне, так лучше слыть рупором ФСБ, чем быть частью такого народа".

Отказываясь вместе с Вадимом Речкаловым от ответа на справедливо поставленный им экзистенциальный вопрос и предпочитая быть коллективным (соборным!) рупором ФСБ, мы, путиняне и путинянки, дружно остаемся на третий и пожизненный срок в том новом прекрасном мире, в котором заслуженно оклеветанный российский предприниматель Андрей Луговой куда-то долго идет в парадном мундире со стаканом чая в руке по бесконечной красной ковровой дорожке.

Андрей Пионтковский, 25.05.2007