статья Тени из будущего

Андрей Пионтковский, 12.05.2006
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Недавнее выступление вице-президента США Дика Чейни в Вильнюсе по сути сводится к одной фразе: "Холодную войну заказывали - получайте". В течение последних двух лет вся наша официальная пропаганда, все средства массовой информации, усиленно изображают Америку в виде врага. Началось это со знаменитого высказывания президента Путина после Беслана, когда он сказал, что исламские террористы - это всего лишь инструмент в руках более влиятельных, более традиционных и более могущественных врагов России. С тех пор в наших СМИ не прекращается истерическая антизападная компания.

Самое удивительное, что до недавнего времени США не принимали брошенный им пропагандистский вызов. Это объясняется личными отношениями, сложившимися между Бушем и Путиным, а также тем, что американцы слишком серьезно завязли в Ираке и им было не до отпора нападкам из Москвы. Кроме того, они действительно считали: "Это Владимиру так нужно для внутрироссийского потребления".

Но в последние месяцы антизападная риторика Кремля стала выражаться и в конкретных внешнеполитических акциях. Можно назвать и дружбу с террористической организацией ХАМАС, и крышевание иранской ядерной программы (как политическое прикрытие в Совете Безопасности, так и военное, связанное с поставкой ракет). Противостояние перешло в реальную плоскость.

Окончательное концептуальное завершение антизападная линия нашла в статье министра иностранных дел Сергея Лаврова "Россия в глобальной политике". Автор, в противоположность знаменитому путинскому месседжу 2001 года "Американцы, мы с вами!", энергично утверждает: "Американцы, мы против вас!". Кроме того, глава российского МИДа выдвинул по отношению к борьбе США с исламским терроризмом тезис, соотносимый с формулой Молотова 1939 года: "Советский Союз не может принять чью либо сторону в мировой войне, развязанной англо-французскими империалистами". Эта формула на практике вылилось в сотрудничество с Гитлером - до 1941 года, естественно.

А Лавров, словно дух Молотова возродился на Смоленской площади, пишет: "Россия не может принять чью-либо сторону в развязанном межцивилизационном конфликте". То есть о совместной борьбе с исламистскими террористами речь уже не идет, а бен Ладен и, видимо, Басаев поднимаются до уровня стороны в межцивилизационном конфликте.

Этого американцы уже не могли не заметить. В Вильнюсе Америка подняла брошенную ей перчатку. Что касается содержания речи г-на Чейни, то трудно спорить с его оценками сворачивания демократических процессов в России. Правда, пафос выступления американского вице-президента, мягко говоря, несколько потускнел, когда на следующий день он поехал в Казахстан, где политический режим такой же авторитарный, как в России, что не помешало Чейни достаточно лестно отозваться о достижениях тамошнего руководства.

Впрочем, суть конфликта лежит не в области внутренней политики - здесь Москва и Вашингтон обмениваются пропагандистскими лозунгами, как в годы холодной войны. Главное в том, что американцев не устраивает противостояние со стороны России по всему дипломатическому фронту и особенно то, что в борьбе с исламским фундаментализмом Москва фaктически переходит на другую сторону.

И дело не в том, нравится это или не нравится Америке, а в том, что такая политика столь же самоубийственна для России, как сталинско-молотовская политика в период пакта с Гитлером, которая привела нашу страну к катастрофе 1941 года. Сейчас же она еще более абсурдна, поскольку вызов исламского терроризма цивилизованному миру, в том числе и России, вполне реален и в этом смысле 1941-й уже наступил. Сколько бы мы ни объявляли Запад врагом, враги Запада считают Россию частью Запада, причем самой уязвимой частью.

Но, так или иначе, холодная война, одинаково абсурдная и убийственная в сегодняшней ситуации как для Запада, так и для России, началась. Об этом с каким-то по-мальчишески задорным смаком еще раз торжественно объявил президент Путин в своем ежегодном послании.

Андрей Пионтковский, 12.05.2006