статья Выборы в "Крестах"

Ксения Иванова (Санкт-Петербург) - специально для Граней.Ру, 26.03.2007
Сергей Чекунов и Михаил Башин. Фото с сайта www.nbpiter.ru

Сергей Чекунов и Михаил Башин. Фото с сайта www.nbpiter.ru

Петербургские активисты НБП Сергей Чекунов и Михаил Башин выпущены из следственного изолятора "Кресты". За решеткой они провели четыре месяца, заслужив неофициальный, но очевидный статус политзаключенных.

В "Крестах" они оказались за акцию, проведенную 22 ноября прошлого года. Тогда в зал заседаний питерского Законодательного собрания прорвались пятеро активистов НБП: кроме Чекунова и Башина это были Евгений Павленко, Андрей Милюк и Константин Мусатов. Они разбросали листовки, в которых требовали честных выборов в парламент, моратория на уплотнительную застройку, повышения надбавок бюджетникам и пенсионерам и замораживания цен на транспортные и коммунальные услуги. Один из участников акции развернул флаг НБП и попытался прорваться к трибуне, но его остановил выступавший в тот момент депутат Игорь Тимофеев.

Акция продолжалась не более пяти минут, однако ее успели запечатлеть операторы нескольких телеканалов. В частности, снято, как Вадим Лопатников, депутат от фракции "Единая Россия", набросился на Евгения Павленко и нанес ему несколько ударов ногами. Затем нацболы были задержаны милицией. Отпустили их через сутки. Позднее состоялся суд: Башин и Чекунов получили по 10 суток ареста по административной статье (сопротивление сотрудникам правоохранительных органов).

Однако некоторым депутатам такое наказание показалось слишком мягким. Начался сбор подписей под обращением о возбуждении уголовного дела в отношении "нарушителей порядка". Правоохранительные органы поспешили поддержать депутатскую инициативу. В итоге по ходатайству прокуратуры Адмиралтейского района Чекунов и Башин были арестованы. Их обвинили в "оскорблении представителя власти" и "применении насилия к представителю власти" (ст. 319 и 318 УК РФ). За такие проступки можно провести в заключении до пяти лет. Надо отметить, что под насилием в отношении представителя власти подразумевался "толчок в грудь", который якобы испытал милиционер Матаев, а под оскорблением - лозунг "Тюльпанов – враг Петербурга!". Единоросс Вадим Тюльпанов на момент проведения акции в ЗакСе занимал пост спикера – впрочем, он не расстался с ним и после недавних выборов в петербургский парламент.

В минувшую пятницу Октябрьский суд Адмиралтейского района Санкт-Петербурга изменил меру пресечения Башину и Чекунову. Оба были освобождены из-под стражи под подписку о невыезде. "Дело наконец-то попало к честному судье, которая не побоялась признать, что тезисы прокуратуры не выдерживают никакой критики, - говорит Андрей Дмитриев, лидер НБП в Петербурге. – Все предыдущие судьи явно были политически ангажированы". Дмитриев поблагодарил депутатов Госдумы, подписавших ходатайство об освобождении: Оксану Дмитриеву ("Справедливая Россия"), Виктора Алксниса ("Народная воля") и Виктора Тюлькина (КПРФ), руководство ОГФ и партии "Яблоко" и всех граждан города, выходивших на митинги в поддержку политзаключенных. "Это общая победа всех независимых политических сил и всех честных людей Петербурга", - заключил Дмитриев.

По словам адвоката нацболов Ольги Цейтлиной, дата следующего судебного заседания по делу Башина и Чекунова пока не определена. "Я воздержусь от прогнозов, однако конструкция обвинения выглядит абсурдной. В частности, следствие не предоставило ни одного медицинского документа, подтверждающего, что милиционер получил телесные повреждения. А из слов потерпевшего следует, что его толкнули все пятеро участников акции. С точки зрения закона все козыри в наших руках", - отметила Цейтлина.

Михаил Башин и Сергей Чекунов ответили на вопросы "Граней".

Ксения Иванова: Четыре месяца заключения позади. Как вы себя чувствуете?

Михаил Башин: Сейчас мне сложно сориентироваться во времени и пространстве, потому что в тюрьме времени очень много, а пространства мало. Но я не жалею о времени, проведенном в легендарной питерской тюрьме, и не считаю ни один день потраченным зря - как для моих единомышленников, так и для меня самого. Очевидно, что заключение нас под стражу было настоящим государственным произволом. Но пребывание в "Крестах" не принесло мне никакого вреда. Я намерен продолжать заниматься тем же, чем занимался до этого, и остаюсь национал-большевиком. Борьба продолжается!

Сергей Чекунов: Честно говоря, мы удивлены, что нас все-таки выпустили. Решение суда можно назвать совершенно неожиданным – особенно если учесть, как судили и сейчас судят наших товарищей.

К.И.: Как складывались ваши отношения с другими заключенными?

М.Б.: Контингент, с которым нам пришлось столкнуться, не проявил к нам никакой враждебности. В основном все либо сочувствовали, либо поддерживали. В моей камере было шесть человек. Большинство сидели за мелкие кражи и наркотики. С Сергеем же удавалось пообщаться только на этапах или по тюремной почте.

С.Ч.: Особенно интересно было наблюдать за тем, как в "Крестах" проходили выборы в ЗакС. Меня удивило, что большая часть заключенных испортили свои бюллетени. Они стояли в очереди перед избирательной урной и обсуждали, почему нет графы "Против всех". Что касается нас, то мы тоже испортили наши бюллетени и написали на них "НБП".

К.И.: Что вы можете сказать людям, называющим вашу акцию экстремистской?

С.Ч.: Какой экстремизм! Мы просто выражали свое мнение.

М.Б.: Лично я пришел в зал заседаний ЗакСа, чтобы спросить народных избранников, что они делают для меня и для моего города.

К.И.: Теперь вы планируете вернуться к работе, учебе?

М.Б.: Попасть на работу мне будет нелегко, так как во время всех этих мероприятий пропал мой пропуск. А свой паспорт я только сегодня получил у следователя. Скорее всего меня уволят. Четыре месяца - довольно серьезный прогул.

С.Ч.: Только благодаря депутату Госдумы Юрию Савельеву я не вылетел из Балтийского технического университета. Раньше Савельев был его ректором. После его заступничества мне дали академический отпуск.

К.И.: Вы считаете себя политическими заключенными?

М.Б.: Да, поскольку нас преследовали по политическим соображениям, а не за реальное уголовное преступление.

К.И.: Планируя вторжение в ЗАКС, вы могли предположить, чем все закончится?

С.Ч.: Мы были готовы к чему-то подобному и не жалеем о сделанном.

К.И.: Вы находитесь под следствием, и это накладывает ограничения на вашу дальнейшую деятельность. Планируете ли участвовать в предстоящих митингах и других акциях?

М.Б.: Постараемся поучаствовать во всех акциях. К сожалению, "Марш несогласных" прошел без нас. Больше ничего пропустить не хочется.

Ксения Иванова (Санкт-Петербург) - специально для Граней.Ру, 26.03.2007


новость Новости по теме