статья Электорат наоборот

Виталий Портников, 15.03.2004
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Итоги президентских выборов в России - не самый удачный повод для высказывания каких-либо серьезных мнений о политической ситуации. И отставка Бориса Ельцина до истечения срока полномочий, и отставка правительства Михаила Касьянова до всенародного голосования - все это должно было убедить наблюдателей, что не выборы являются тем рубежом, с которого начинаются изменения во власти и обществе, а что-то совсем другое, гораздо более важное.

И тем не менее именно выборы уже который раз привлекают к себе пристальное внимание и заставляют подводить итоги. Даже такие выборы, как минувшие, которые многие называют плебисцитом в поддержку Владимира Путина... Этот "плебисцит" зафиксировал важную закономерность, которая опровергалась социологическими опросами. А именно то, что идеологизированный электорат в России никуда не делся. Результат Николая Харитонова - если сложить его с голосами Сергея Глазьева - составляет около 18 процентов. То есть это практически тот же результат, который был показан коммунистами на предыдущих выборах в Государственную думу. Ошибались наблюдатели, уверявшие, что Владимиру Путину удалось привлечь к себе симпатии традиционного коммунистического электората. Нет, коммунисты не любят Путина. Ведь нужно учесть, что голоса коммунистических избирателей отдавались не хорошо знакомому Геннадию Зюганову, а человеку, практически им неизвестному. То есть голосовали не за Харитонова, а за идею.

То же самое можно скорее всего сказать и о голосовавших за Хакамаду. В России есть сторонники праволиберальной идеи. Их мало, но и их голоса не отошли к Владимиру Путину. Как, впрочем, к Ирине Хакамаде не отошли голоса потенциальных сторонников Григория Явлинского - если до сих пор кто-то сомневался, что у СПС и "Яблока" различный электорат, то он может убедиться в этом, глядя на табло в Центризбиркоме. При всей самостоятельности выдвижения Хакамады, при том, что она не была поддержана собственной партией, избиратель СПС остался ей верен - а избиратель "Яблока" даже в ситуации отсутствия собстсвенного кандидата на выборах Хакамадой не проникся...

Итак, идеологизированный электорат в России существует. Но человек, который хочет победить на выборах президента страны, не должен опираться на этот электорат. Он должен быть представителем огромной армии "таких же, как он" - людей без четких политических убеждений, уважающих власть и ценящих стабильность. Секрет успеха Владимира Путина именно в том, что в России, в отличие, например, от стран Европы, большинство составляет как раз электорат деидеологизированный, а не идеологический.

В западных странах политические лидеры борются как раз за идеологизированное меньшинство, мнение которого склоняет чащу весов на выборах. Но это осторожная борьба, потому что прежде всего этим лидерам нельзя потерять голоса своих традиционных сторонников. В России необходимо бороться за деидеологизированное большинство. И такая борьба всегда будет требовать совершенно других подоходов.

"Электорат наоборот" - следствие не только общественной, но и экономической неразвитости. Высокий результат, неизменно получаемый на выборах неизменно свергаемыми грузинскими президентами, - неплохое тому подтверждение. Владимир Путин и мечтать не может о результате Михаила Саакашвили, достигнутом без массированного применения административного ресурса. И вместе с тем это еще не означает, что в Грузии меньше демократии или что в ней глупее электорат. Вовсе нет. Просто эта страна беднее и не до политики - гораздо большему числу людей, чем в России. Зато гораздо большему числу людей - до мечты.

Владимир Путин - одна из разновидностей мечты о том, что государство обязательно все сделает за тебя, не нужно только ему мешать. Социологические опросы показывают высоченные цифры президентского рейтинга, но одновременно фиксируют тот факт, что сторонники президента с трудом могут сказать, что он сделал для управления страной. То есть такие, со своей позицией, сторонники Путина тоже есть, но их количество ничтожно мало по сравнению с числом тех, кому нравится потому, что нравится. Это означает, что большей части президентского электората ничего реального от президента страны и не нужно - лишь бы был и говорил, что все будет хорошо.

С развитием экономической жизни число мечтателей неизменно уменьшается, а политизированный электорат увеличивается. Именно поэтому российские экономические реформы всегда и будут половинчатыми: государство, которому не нужны активные граждане, просто по определению должно стремиться к сохранению электората мечтателей.

Виталий Портников, 15.03.2004


новость Новости по теме