Советы постороннего
На встречи к президенту Борису Ельцину бизнесмены приходили в осознании собственного, только зарождавшегося могущества. Некоторым из них уже казалось, что они делают президентов – не этого, так следующих. Бизнесмены давали советы, претендовали на должности, ощущали себя естественной частью новой властной элиты. У президента Владимира Путина бизнесмены были гостями – притом не самыми желанными. Глава государства смотрел на них равнодушными глазами, а когда в уголках глаз вспыхивали эмоции, тот, на ком останавливался взгляд президента, спрашивал себя "уж не Ходорковский ли я?" и стремился поскорее покинуть почтенное собрание.
К президенту Дмитрию Медведеву бизнесмены приходят в отчаянии. Они знают, конечно, что кризис окончен и началась стабилизация, но многие из них уже скоро перестанут быть бизнесменами из-за отсутствия денег и маргинализации собственности.
Но Медведев просто рассказывает "олигархам" как все сейчас плохо и как могло бы быть хорошо. Проблемы решаются просто: надо начинать с себя. Перестать давать взятки, использовать посредников, переводить деньги за рубеж, интенсифицировать бизнес... Хорошие советы! Если бы российские бизнесмены обратились за помощью к какому-нибудь иноземному консультанту, он посоветовал бы им тоже самое. Бизнес должен быть честным! – сказал бы консультант. Взяточников ждет суровое наказание! Нужно вкладывать деньги в собственную экономику!
И они бы с консультантом согласились. И объяснили ему, что если не подкупать суды, то конкуренты отберут предприятия в считанные дни – да, собственно, они сами и стали "олигархами" потому, что не церемонились с этими самыми конкурентами, ни отечественными, ни зарубежными. И создали в стране такую специфическую бизнес-среду, в которой выживали только пираньи. Но что же было делать "олигархам", если единственный способ защититься от власти – стать самой властью. А если не станешь властью или хотя бы хранителем ее сбережений – будешь писать об экономических реформах из ближайшего лагеря.
Если не переводить деньги за рубеж – можно и вовсе потерять их в результате какой-нибудь хитроумной банковской комбинации или вследствие отбора собственности в пользу очередного фаворита очередного крупного государственного деятеля. А если развивать экономику – то в стране появится средний класс способный позаботиться о собственных интересах. И что тогда? Ведь в конкурентной среде не выживут ни российские политики, ни российские бизнесмены.
Западного консультанта эти объяснения, наверное, сильно разочаровали бы. Но президент Дмитрий Медведев вряд ли не знает об истинном положении дел. Он прекрасно понимает, что одними увещеваниями проблему продажных судов не решить. Независимая судебная власть может быть только в демократическом государстве, в котором чиновнику даже в голову не придет давить на судью, а бизнесмену – давать ему взятки. А в случае если они все же решатся – под суд пойдут оба. Но у меня есть сильное подозрение, что таким государством – без преемников, вброшенных бюллетеней и придворных бизнесменов – будут руководить какие-то другие политики. А значит, оно не нужно ни Дмитрию Медведеву, ни его гостям.
Статьи по теме
Дефицит прокорма
Избирателям предлагается узнать, что их лучший выбор – это "Единая Россия", а всем остальным лидер этой партии советует учиться проигрывать. И это не потому, что лидер вдруг перестал быть национальным и разлюбил Миронова или Жириновского. Нет, он по-прежнему любит всех. У него просто нет возможности всех обеспечить.
Обрезанный президент
Между "Вставай, страна огромная!" и "Толку никакого, только народ напрягать" прошло всего два дня, но концепция, как в известном анекдоте, радикально изменилась. Показать подданным русского царя, представшего перед заморскими "экспертами" в исподнем, благоразумно сочли нецелесообразным. Ограничились "Началом беседы".
Путин. Его Превосходство
Почти что весь мир, все прогрессивное человечество обсуждает фразу премьер-министра Владимира Путина, сказанную им 11 сентября в собрании Валдайского клуба: дескать, неизвестно, кто в 2012 году пойдет в президенты России, мы с Медведевым одной крови, придет время - посидим как следует и решим.