Есть ли альтернатива?
На прошлой неделе президент Медведев провел совещание по вопросам формирования резерва управленческих кадров. И важность предмета обсуждения, и сделанные на совещании Медведевым громкие заявления не могли не привлечь внимания экспертов. Действительно, президент замахнулся на основу основ – на принципы формирования и воспроизводства бюрократической системы. Сейчас, однако, слишком рано делать далеко идущие выводы о серьезности и, главное, реализуемости намерений главы Кремля. Уж слишком много здесь разнообразных "но".
Показательны и состав участников совещания в Горках – все кремлевские и белодомовские кадровики плюс представители президента в федеральных округах, и докладчик – Петр Латышев, генерал милиции, один из старожилов-полпредов, курирующий наименьшее число губернаторов и особо не проявивший себя на почве эффективной работы с кадрами. Почему полпреды? Да, через полпредов идут все кадровые назначения федеральных чиновников в регионах – тысячи представлений в год, но идут в значительной мере формально. Кроме того, полпреды призваны осуществлять подбор кадров на посты глав регионов, но здесь, как известно, они часто играют далеко не главную роль, а иногда просто информируются о принятых Кремлем решениях.
Медведев в своем вступительном слове вспомнил о прежней советской номенклатурной системе подготовки кадров с ее "очевидными минусами" и "определенными достоинствами", заявив, что сейчас она не действует. Представляется, что это не совсем так. Во-первых, сама номенклатурная система в позднесоветскую пору, когда Медведев ее еще застал, была уже на излете и сильно обветшала в сравнении со временами своего расцвета при Сталине. А во-вторых, еще более прохудившаяся, со многими дырами и заплатами, она в какой-то мере продолжает действовать и сейчас. Ничего принципиально нового не пришло ей на смену. Система ветшала как, скажем, любой из сталинских архитектурных "шедевров", не получая требуемого ухода. Кроме того, построенная в 30-е годы номенклатурная система использовала механизмы страха, всеобщего доносительства и требовала время от времени пускания крови и резкого обновления кадров. Без всего этого уже в послесталинское время система работала какое-то время по инерции, но все хуже и хуже, заведя в конечном счете страну в застой.
Во времена Ельцина в кадровой системе сначала происходили революционные изменения с резким обновлением, но без кровопускания. Потом все постепенно вернулось в старую колею. Старая номенклатурная система не была демонтирована, она лишь несколько модернизировалась. Новым важным элементом стала конвертация власти в собственность и открытое обогащение чиновничества.
За два путинских срока в работе с кадрами произошли весьма серьезные сдвиги. Было, в частности, восстановлено единство фрагментированного ранее на региональные клетушки кадрового пространства; восстановлена была и система горизонтальной ротации на уровне основных чиновников, представляющих в регионе федеральные структуры: начальников УВД, прокуроров, главных федеральных инспекторов и др. Можно говорить и о попытках Кремля внедрить систему горизонтальной ротации в отношении глав регионов. Смысл ее заключается в том, что в целях обеспечения лояльности чиновников федеральному центру их необходимо время от времени перебрасывать из одного региона в другой, иначе слишком велик будет груз связей и обязательств перед местной политической элитой.
Упомянутый Медведевым кадровый голод в нижнем и среднем звене государственного управления действительно есть, и даже правительство испытывает порой проблемы с заполнением ключевых позиций начальников департаментов – работы и ответственности много, день ненормированный, перспектив продвижения практически нет – это потолок для профессионалов, а не политических назначенцев.
Коротка скамейка запасных, особенно на посты губернаторов? Да, и у Медведева короче, чем у Путина, который пользовался и нажитым при Ельцине, и собственными источниками в виде сослуживцев по питерской мэрии и работе в органах безопасности. Колодец, из которого долго черпали кандидатов на разнообразные посты, не думая о необходимости восстановления запасов, практически пересох. А иначе и быть не может, поскольку со свертыванием публичной политики перекрыты каналы появления новых фигур, подготовки кадров.
Отсюда идея ставки на бизнес-менеджеров. Если посмотреть на действующий губернаторский корпус, они действительно выглядят намного более эффективными, чем, скажем, силовики. Кадровый резерв в виде общедоступной базы данных – это, конечно, хорошо. Только что же здесь нового, отличающегося от раскритикованной Медведевым системы назначений "по знакомству, по принципу личной преданности... просто за деньги"? Изменить ситуацию может только публичность и конкуренция.
Основой номенклатурной системы является ее кастовость, базирующаяся на неких внутренних правилах и нормах. Главный фактор – полная зависимость имущественного и социального положения чиновника от вышестоящего начальника и лояльность системе. Эти качества воспитываются и проверяются десятилетиями карьерного роста. Что касается льгот и привилегий – официальных и неофициальных – то главное в них не размер, с лихвой перекрывающий все официальные доходы чиновника, а полная зависимость от благорасположения начальства и следования внутренним правилам поведения. Отступников система наказывает, лишая и будущих, и прошлых доходов. Здесь можно вспомнить, например, скуратовские квартиру и костюмы, касьяновскую дачу. Без тотальной зависимости чиновника и бывшего чиновника от номенклатурной системы этой системы нет.
Приход людей из бизнеса без ликвидации номенклатурной системы вряд ли возможен, особенно на средних и верхних этажах, если, конечно, это частный бизнес, а не госкорпорация. Люди с деньгами оказываются слишком независимыми и самостоятельными. Хороший пример – Олег Митволь (в данном случае неважно чьи, собственно, интересы он защищает).
Будущее покажет, замахнулся ли Медведев на устои, собирается ли при этом он эти устои потрясти и получится ли у него это - или имеются в виду декоративные улучшения бюрократической системы, которая просто использует очередную кампанию для укрепления своих позиций. Впрочем, судя по кругу собранных Медведевым на совещание (все те же лица, что и раньше, только вместо Виктора Иванова почти зеркально подобный ему Олег Марков, прошедший стажировку в Росфинмониторинге) большой кадровой революции не будет. Не будет ее и в усеченном виде – на уровне губернаторов и федеральных чиновников на местах – Кремлю сейчас не до этого.
Будет повышение зарплаты в госсекторе без ликвидации ключевого для системы номенклатурного пакета, включающего помимо надбавок, льгот и привилегий своего рода лицензии на нарушение общих законов и разного уровня страховки от уголовного преследования за это. Начнется, наверное, и кампания по формированию "кадрового резерва" - впрочем, ровно по тем принципам, которые критиковал Медведев.
Статьи по теме
Из какого теста Медведев?
Теперь на Западе делают вывод: принципиальные договоренности с Россией должны заключаться не в Кремле, а в Белом доме. Если в ситуации с Ходорковским ничего не изменится, такой же вывод может быть сделан и о внутриполитических возможностях нового главы государства.
Михаил Касьянов: Медведев - заложник системы
Лидер РНДС Михаил Касьянов дает нынешней "глухой и слепой власти" срок до конца года: если за это время Кремль не прозреет, придет время решительных действий. В этом сценарии центральную роль Касьянов отводит Национальной ассамблее. Читайте его интервью "Граням".
Архетипы Юргенса
Два одиноких либеральных Штирлица на ледяной вершине власти, два Своих среди чужих темных сил. В эту мифологическую картину мира, рожденную вдохновенным пером Юргенса, с восторгом и благоговением поверили и либеральные профессора, и бизнесмены, и лидеры солидных системных оппозиционных партий.