статья Клара Цеткин - наш президент

Андрей Колесников, 18.12.2006
Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Демонстрация по телевизору Дмитрия Медведева и Сергея Иванова с частотой и интенсивностью рекламы прокладок или моторного масла сделала свое дело. Согласно исследованию "Левада-Центра", они теперь могут соревноваться уже не с Владимиром Жириновским и Геннадием Зюгановым, а друг с другом. Чистота эксперимента обеспечена: народ признал в первом вице-премьере и министре обороны преемников, они могут начинать прямую конкуренцию друг с другом, создавать свои собственные теневые правительства, разворачивать предвыборные войска, более активно осваивать бюджеты.

Символическим образом оглашение 38% "медведевских" голосов (от числа тех, кто уже решил, за кого будет голосовать) и 23% "ивановских" совпало по времени с объявлением Александра Вешнякова о сроках выборов президента. Они по логике вещей должны пройти аккурат в похмельное утро 9 марта, когда если и можно кого выбрать с большого бодуна, то только Клару Цеткин, а в крайнем случае - Розу Люксембург. Поэтому в соответствии с законодательством выборы, вероятно, пройдут 2 марта.

Тем не менее, несмотря на замечательные показатели преемников, почувствовавших запах высшей власти, какая-нибудь абстрактная Клара Цеткин все-таки может претендовать на роль избранного первого лица страны. Потому что преемниками Медведева и Иванова признала только та часть избирателей, которая уже определилась со своими предпочтениями. Кроме того, действующий глава государства, в своем фирменном стиле дав двум бойцам ресурсы и возможность проявить себя на электоральном фронте, ничего большего им не обещал и преемниками не признал. (В этом смысле гораздо более осмысленно и стратегически верно ведет себя глава РЖД Владимир Якунин, все политические усилия которого сводятся к тому, чтобы преемником его никто не называл.)

Начнем с того, что 30% избирателей еще не знают, за кого они будут голосовать. 18% не пойдут на выборы в условиях отсутствия выбора. Значит, еще как минимум десять раз может измениться расклад в пользу того или другого кандидата-фаворита. При этом, конечно же, все равно нет никаких сомнений, что политически апатичное население, склонное к конформистскому поведению, проголосует именно за того человека, на которого укажет Путин. Поэтому гонку в паре Медведев-Иванов можно считать своеобразными президентскими "праймериз".

Если... Если только они оправдают доверие. А пока есть ощущение, что Владимир Путин к обоим относится, мягко говоря, нейтрально. Без особого восторга. Что, конечно, стимулирует активность двух преемников, ощущающих за своими спинами дыхание какой-нибудь еще не названной фигуры, которая, подобно Михаилу Фрадкову, способна выскочить в самый интересный момент, как черт из табакерки. Да мало ли еще в России может возникнуть нештатных ситуаций, в результате которых выборов не будет ни 9 марта, ни 2-го...

И вот тогда преемники будут бороться уже за другой пост - премьер-министра. Причем без особых шансов на успех. Потому как что-что, а кадровая политика у нас - самая непредсказуемая штука.

Политическая система, где самыми популярными политиками стали ведущие двух ежедневных ток-шоу - "Национальный проект" и "На войне как на войне" - исключает настоящий электоральный успех лидеров партий. Эти лидеры, равно как и их партии, автоматически становятся маргиналами. Правда, в этой ситуации уже не скажешь, как бывало: чего там СПС с "Яблоком" с их микроскопическими рейтингами, это разве партии? Ровно в том же положении, с такими же рейтингами могут скоро оказаться и популист Жириновский и коммунист Зюганов (за месяц их показатели снизились чуть ли не на порядок - абсолютно беспрецедентное по скорости падение). Они уже на периферии массового общественного сознания и того, что у нас высокохудожественно называется электоральным процессом.

Строго говоря, состоятся выборы или нет, станет преемником какой-нибудь чиновник второго ряда, которого выдернут из грязи в князи в назидание зажравшейся элите, или все пройдет в штатном режиме и радиоуправляемый вице-премьер пересядет в президентское кресло, существенного значения не имеет. Основные контуры сложившегося политического режима будут сохранены. Потому что новый или старый президент не сможет остановить фактически запущенный механизм монополизации и огосударствления экономики, то есть пересмотра результатов приватизации и "назначения" новых олигархов. Потому что избирательное законодательство не будет приведено в соответствие с Конституцией и нормами политического общежития, пусть даже фамилия преемника будет не Иванов, а Петров, Сидоров или даже Клара Цеткин. Потому что степень массового конформизма не уменьшится только благодаря тому, что формально в стране пройдут выборы.

Все гораздо серьезнее. Система обрела окончательные очертания и совершенно не собирается сдавать позиции. А значит, следующий политический цикл по своим внешним характеристикам будет похож на нынешний так же, как похожи друг на друга братья Качиньские.

Андрей Колесников, 18.12.2006