Журналист "Граней" Ремзи Бекиров приговорен к 19 годам заключения
Ремзи Бекиров. Фото: "Крымская солидарность"
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону (председательствующий - Олег Волков) приговорил к срокам от 15 до 19 лет лишения свободы по делу "Хизб ут-тахрир" пятерых крымских татар, в том числе журналиста "Граней".
Как сообщают "Ґрати", самый большой срок получили правозащитник Риза Изетов и корреспондент "Граней" Ремзи Бекиров. Первые 5 лет они должны провести в тюрьме, оставшиеся 14 - в колонии строгого режима. 53-летнему активисту Шабану Умерову назначено 18 лет колонии с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. Активисту Раиму Айвазову дали 17 лет с пятилетней отсидкой в тюрьме. Активиста и отца четверых детей Фархода Базарова приговорили к 15 годам колонии с отбыванием первых 4 лет 10 месяцев в тюрьме.
Всем подсудимым назначено ограничение свободы после освобождения: четверым - на полтора года, а пятому, Базарову, - на год. Им нельзя будет покидать дом с 22 часов до 6 утра, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, выезжать за пределы муниципального образования, менять место жительства или работы без согласия ФСИН.
В ночь перед приговором адвокатов, родственников подсудимых и активистов, ехавших на суд, задержали на Крымском мосту сотрудники ДПС. У водителей отобрали документы с условием, что вернут, только если все вернутся домой.
Суд назначил обвиняемым сроки больше запрошенных прокурором. 18 января гособвинитель Евгений Колпиков в прениях попросил приговорить Изетова и Умерова к 18 с половиной годам лишения свободы, Айвазову назначить 18 лет 3 месяца, Бекирову - 18 лет, Базарову - 16 лет.
Умерова, Бекирова, Изетова и Айвазова объявили виновными по части 1 статьи 205.5 УК России (организация деятельности террористической организации), Базарова - по части 2 той же статьи (участие в террористической организации). Также все подсудимые признаны виновными по части 1 статьи 30 - статье 278 УК (приготовление к захвату власти; до 10 лет).
Ремзи Бекиров, выступая в прениях, указал, что большинство обвиняемых по его делу - участники "Крымской солидарности". "Деятельность этой народной инициативы сводилась к освещению террористической, провокационной деятельности ФСБ, ЦПЭ и в целом власти РФ в Крыму по отношению к крымским татарам, мусульманам и всему инакомыслию^ посещение судов, мест незаконных обысков, проведение молебнов, организация передач в СИЗО. Именно эта законная активность, наряду с нашей жизненной позицией, стали истинной причиной нашего ареста", - подчеркнул журналист.
Адвокат Эмиль Курбединов заявил, что обвиняемых объявили террористами только на основании их участия в "Хизб ут-тахрир", несмотря на отсутствие в деле указаний на любую насильственную деятельность, взрывчатку или оружие. "Действиями ФСБ была пресечена деятельность журналистов и правозащитников из числа крымскотатарского народа. На бумаге ФСБ предотвратила несколько захватов власти и задержала террористов. Эти доводы защиты так и не были опровергнуты стороной обвинения", - подчеркнул защитник.
Обвинения в адрес крымских татар основаны на показаниях секретных свидетелей и скрытных записях разговоров. Защита протестовала против использования показаний таких свидетелей, которые невозможно проверить, и противоречивых результатов экспертизы, которую раскритиковали независимые специалисты.
Судить первую пятерку обвиняемых по девятому крымскому делу "Хизб ут-тахрир" начали 16 марта прошлого года. На первом заседании председательствующий судья Волков удалил обвиняемых из зала, после того как они стали общаться с судом только на крымскотатарском языке из солидарности с Базаровым, которому не предоставили переводчика. Дело рассматривает тройка судей: Волков, Виталий Мамедов и Магомедбасир Шуайпов. Состоялось уже больше 40 заседаний.
Обыски и задержания по девятому крымскому делу "Хизб ут-тахрир", прошедшие 27 марта 2019 года, стали самыми массовыми за пять лет российской оккупации Крыма. ФСБ явилась по 26 адресам в Симферополе, а также в Симферопольском (село Строгоновка, поселок Айкаван), Белогорском (село Владимировка) и Красногвардейском (поселок Октябрьское) районах.
По делу привлекли 25 человек, 18 из которых - активисты "Крымской солидарности". Фигурантами, кроме уже названных обвиняемых, стали Тофик Абдулгазиев, Владлен Абдулкадыров, Иззет Абдуллаев, Меджит Абдурахманов, Рустем Сейтхалилов, Осман Арифмеметов, Билял Адилов, Энвер Аметов, Аким Бекиров, Сервет Газиев, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Алим Каримов, Сейран Муртаза, Яшар Муэдинов, Эрфан Османов, Сейтвели Сейтабдиев, Руслан Сулейманов, Рустем Шейхалиев, Эдем Яячиков и Асан Яников. Обыски у Абдулкадырова, Арифмеметова, Ремзи Бекирова и Яячикова проводились в отсутствие самих фигурантов. Первых троих задержали 28 марта в Ростове-на-Дону. При задержании они подверглись побоям. Известно, что били и других фигурантов дела. 24 человека заключены в СИЗО, а Яячиков пропал без вести и объявлен в розыск.
Айвазов, в отличие от других обвиняемых, был задержан не в марте, а позже, 17 апреля 2019 года, на административной границе между Крымом и континентальной Украиной. Сотрудники ФСБ вывезли его в поле, где имитировали расстрел и угрожали, требуя дать показания на других фигурантов дела. Под давлением силовиков и назначенного адвоката Олега Глушко Айвазов дал нужные показания.
Кроме тех, кого судят сейчас, часть 1 статьи 205.5 вменена Сулейманову, а остальным восемнадцати обвиняемым - часть 2 той же статьи. Всех их обвиняют также в приготовлении к захвату власти.
Освобождения Ремзи Бекирова требовали Комитет защиты журналистов (CPJ), представитель ОБСЕ по свободе СМИ, "Репортеры без границ".
Статьи по теме
В защиту крымских журналистов
Корреспонденту "Граней" Ремзи Бекирову грозит пожизненный срок по "террористической" статье за репортерскую работу - освещение обысков и судебных процессов. В Крыму рассказывать о репрессиях вынуждены сами жертвы, здесь журналистику невозможно отделить от правозащиты и активизма. Уголовному преследованию подверглись уже 12 крымскотатарских гражданских журналистов, 8 из них находятся под стражей. Мы требуем немедленного освобождения наших коллег.