При задержании фигуранта девятого крымского дела "Хизб ут-тахрир" Айвазова силовики имитировали расстрел
При задержании фигуранта девятого крымского дела "Хизб ут-тахрир" Раима Айвазова силовики имитировали его расстрел. Об этом Айвазов рассказал на заседании в Киевском райсуде аннексированного Симферополя по продлению ему ареста, сообщает "Крымская солидарность".
Политзек подтвердил, что был задержан 17 апреля на КПП "Каланчак" на административной границе Крыма и континентальной Украины, а не в кабинете следователя, как указано в протоколе задержания.
Как рассказал Айвазов, после задержания его посадили в машину, ударили и вывезли в поле. Там крымского татарина поставили на колени и стреляли недалеко от него, инсценируя расстрел. Потом Айвазова отвезли в Симферополь в УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю, где склоняли подписать необходимые силовикам документы.
Адвокат Эйвазова Мария Эйсмонт подала ходатайство о вынесении судом частного определения в адрес военно-следственных органов о проверке рассказанного Эйвазовым, поскольку эта информация содержит признаки преступления.
Судья Киевского райсуда Янина Охота продлила Эйвазову срок ареста до 15 марта. Прокуратуру на слушаниях представлял прокурор Р.В. Лобов, следствие - следователь ФСБ С.С. Малков.
В субботу судья Ленинского райсуда Ростова-на-Дону Владимир Барвин продлил аресты до 15 августа четырем фигурантам девятого крымского дела "Хизб ут-тахрир" - Ремзи Бекирову, Шабану Умерову, Ризе Изетову и Руслану Сулейманову.
На заседании суда Бекиров заявил, что его преследование связано с журналистской деятельностью - он активист "Крымской солидарности" и блогер, известный репортажами с судов и обысков в Крыму. "На протяжении 2016 года я, как мои коллеги-журналисты, освещал события, которые происходили в Крыму на тот период, а именно репрессии в отношении коренного крымскотатарского народа. Освещал судебные процессы, "дело 26 февраля", "дело Веджие Кашка" и многие другие. Практически на всех делах я присутствовал, освещал и передавал информацию на территорию Крыма, всего мира, для того чтобы рассказать о реальном положении моего народа и людей, которые проживают в Крыму и подвергаются разного рода давлению из-за своей точки зрения. На моих глазах было много арестов, обысков, заключений под стражу. Свой арест я связываю именно с этим", - сказал блогер.
Бекиров и Умеров, выступая в суде, сказали, что считают депортацией то, что их вывезли в Ростов. Схожее заявление сделал Сулейманов: "Вывоз меня из территории Крыма на территорию Ростова-на-Дону - это не что иное, как продолжение 44-го года, когда депортировали мой народ". Умеров, по его словам, страдает проблемами с сердцем, позвоночником и легкими.
Адвокат Умерова Лиля Гемеджи просила перевести подзащитного под домашний арест, ее ходатайство отклонили. Изетов в своем выступлении попросил избрать ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, а Сулейманов - перевести его под домашний арест.
В понедельник Таганрогский городской суд Ростовской области должен рассмотреть ходатайства ФСБ о продлении арестов фигурантам того же дела Сейрану Муртазе, Энверу Аметову, Меджиту Абдурахманову и Рустему Сейтхалилову.
Во вторник городской суд Шахт Ростовской области будет рассматривать вопрос о продлении арестов обвиняемым по тому же делу Алиму Каримову, Яшару Мудеинову, Тофику Абдулгазиеву и Иззету Абдуллаеву. В тот же день в Кировском райсуде Ростова будет слушаться дело о продлении ареста еще одной группе обвиняемых - Осману Арифмеметову, Владлену Абдулкадырову, Сервету Газиеву, Сейтвели Сейтабдиеву, Рустему Шейхалиеву, Билялу Адилову, Фарходу Базарову и Акиму Бекирову.
Айвазову, схваченному при пересечениии административной границы между Крымом и континентальной Украиной, вменяют часть 2 статьи 205.5 УК (участие в террористической организации), предусматривающую от 10 до 20 лет колонии. Когда именно его отправили в СИЗО, не сообщалось.
Айвазов занимался организацией передач в Ростов-на-Дону арестованным в Крыму политзаключенным, активно посещал суды по политическим делам в Крыму. Активист имеет полуторагодовалую дочь Аят, сейчас семья ждет второго ребенка. Айвазов - сборщик мебели по специальности, работал электриком.
Обыски и задержания по девятому крымскому делу "Хизб ут-тахрир", прошедшие 27 марта, стали самыми массовыми за все пять лет российской оккупации полуострова. ФСБ явилась по 26 адресам в Симферополе, а также в Симферопольском (село Строгоновка, поселок Айкаван), Белогорском (село Владимировка) и Красногвардейском (поселок Октябрьское) районах.
По делу привлекли 24 человека, 18 из которых - активисты "Крымской солидарности". Кроме уже названных это Аким Бекиров, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Яшар Муэдинов, Эрфан Османов, Эдем Яячиков и Асан Яников.
Базарову, Ремзи Бекирову, Изетову, Сулейманову и Умерову вменена часть 1 статьи 205.5 российского УК (организация деятельности террористической организации), предусматривающая от 15 лет до 20 лет колонии или пожизненный срок. Остальным 19 инкриминирована часть 2 этой же статьи.
Обыски у Абдулкадырова, Арифмеметова, Ремзи Бекирова и Яячикова проводились в отсутствие самих фигурантов. Сообщалось, что всех четверых разыскивают. Однако утром 28 марта появилась информация, что Абдулкадыров, Арифмеметов и Ремзи Бекиров задержаны в Ростове-на-Дону. При задержании они подверглись побоям. Известно, что били и других фигурантов дела.
В течение 27-28 марта подконтрольный России Киевский райсуд Симферополя отправил всех 23 задержанных в СИЗО на срок до 15 мая.
Некоторые из арестованных - пожилые люди. Гафаров - инвалид III группы; в 2017 году он перенес инфаркт.
Рано утром 29 марта всех арестованных вывезли из Крыма в Россию. По информации украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, политзеков должны были распределить по пяти СИЗО в регионе. УФСИН по Ростовской области подчинены пять мужских изоляторов: СИЗО-1 и СИЗО-5 в областном центре, СИЗО-2 в Таганроге, СИЗО-3 в Новочеркасске и СИЗО-4 в Шахтах. Кроме того, в Ростове находится СИЗО-4 центрального главка ФСИН, неофициально контролируемый ФСБ; известно, что туда помещен арестованный Сулейманов.
Остается неизвестной судьба симферопольца Яячикова. Адвокат Эдем Семедляев 29 марта сообщил, что активист задержан и находится в УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю, однако в дальнейшем это не подтвердилось. В тот же день полицейские нашли его машину. Жена пропавшего Сусанна Яячикова подала в полицию заявление об исчезновении супруга, по состоянию на 2 апреля по заявлению продолжалась доследственная проверка.
Арифмеметов, Абдулкадыров, Изетов и Сулейманов - активисты "Крымской солидарности". Арифмеметов вел репортажи с обысков и арестов. Абдулкадыров занимался организацией передач политзаключенным в СИЗО. Адилов в 2017 году был оштрафован на 10 тысяч рублей по части 1 статьи 318 российского УК (угроза насилием в отношении родственников представителей власти) за то, что во время обысков по пятому крымскому делу "Хизб ут-тахрир" заявил омоновцу: "Мои дети злее будут, чем я. Вашим детям будет хана, за то что вы так относитесь к нам".
Гафаров - инвалид III группы. В 2017 году он перенес инфаркт миокарда.