новость Тимошенко, осужденный за "распространение экстремизма" из колонии, обратился в ЕСПЧ

03.09.2018
Владимир Тимошенко в ПФРСИ ИК-7 "Яблоневка". Кадр НТВ

Владимир Тимошенко в ПФРСИ ИК-7 "Яблоневка". Кадр НТВ

Русский националист Владимир Тимошенко, осужденный к двум годам строгого режима по обвинению в распространении "экстремистского" текста из колонии, подал жалобу в ЕСПЧ. Об этом "Граням" сообщил адвокат "Агоры" Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы политзека в Страсбурге.

45-летний Тимошенко указывает, что Россия нарушила в его отношении статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции.

В январе 2015 года, отбывая срок семь с половиной лет в ИК-9 строгого режима в окрестностях рабочего поселка Парфино Новгородской области, Тимошенко надиктовал по телефону своей жене Александре Шиловой текст для публикации. 31-го числа того же месяца Шилова поместила текст, войдя из аккаунта Тимошенко, который он вел под псевдонимом Леонид Тимо, в комментарии к последней на тот момент записи в ВК-сообществе "Славянская сила - Nord West Peterburg" - помещенному 7 января поздравлению участников и читателей с Рождеством.

В публикации говорилось, что все действия националистов должны быть направлены "только против антинародного режима Путина и его силовой опоры - карательно-репрессивного аппарата". "Есть только один способ прийти и нанести сокрушающий удар по силовому репрессивно-карательному аппарату, - также отмечалось в тексте. - Как? Это уже другой вопрос. Но ответ на него уже есть".

Помимо этого, в тексте осуждался "враг", который "разжигает бойню на Украине".

Шилову за публикацию комментария не преследовали. Петербургский главк СКР, который занимался делом, заявлял, что она "не была осведомлена о его (Тимошенко. - Ред.) преступном умысле".

Обвинение основывалось на исследовании, выполненном сотрудниками центра экспертиз Петербургского университета филологом Борисом Мисонжниковым, психологом Натальей Свешниковой и политологом Галиной Мельник. В нем среди прочего утверждается, что "интенция оскорбить представителей правоохранительных органов выражается в их именовании — "карательно-репрессивный аппарат". (Как уточняла Фонтанка.Ру, из записей в тетради, обнаруженной при обыске у политзека, следует, что к репрессивно-карательному аппарату он относил полицию, прокуратуру, СКР и судейский корпус. По непонятной причине в этом списке отсутствует ФСБ.)

Между тем, говорилось в заключении исследования, правоохранители образуют профессиональную группу, а "профессиональную группу можно отнести к типу инструментальной социальной группы". На этом же основании к социальной группе эксперты отнесли также "служащих учреждений и институтов государственной власти".

Помимо прочего в экспертизе присутствует следующая фраза: "Сотрудники полиции, в том числе сотрудники центра "Э" ГУ МВД, являются социальной группой". Между тем в тексте Тимошенко ЦПЭ не упоминается вовсе. Фонтанка.Ру предполагала, что эта фраза экспертизы скопирована из исследования, которое Мисонжников, Свешникова и Мельник ранее выполнили по второму делу националистки Дины Гариной. Ей первоначально вменялось как раз возбуждение ненависти либо вражды к социальной группе "сотрудники ЦПЭ". "Заключения по Тимошенко и по Гариной имеют много идентичных моментов", - отмечало издание.

Тимошенко был задержан в Петербурге 23 декабря 2016 года, меньше чем через две недели после освобождения из колонии. Ему вменили часть 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти к социальной группе "служащие учреждений и институтов государственной власти").

Адвокат "Агоры" Виталий Черкасов строил защиту на том тезисе, что чиновники социальной группы не образуют. Такой аргумент активно используется юристами этой группы в делах об экстремизме. В деле тверича Шамиля Казакова адвокату Светлане Сидоркиной удалось таким образом добиться, чтобы из обвинения ее клиенту исключили 282-ю статью.

Сам политзек также отказался признать вину. Он не стал отрицать, что является автором текста. "Но критика правящего режима закреплена конституционными правами", - подчеркнул Тимошенко на слушаниях в Красногвардейском райсуде Петербурге.

Тем не менее судья Андрей Юрьев этот довод проигнорировал. 27 ноября 2017 года он вынес Тимошенко обвинительный приговор. 25 мая 2018-го судья Петербургского горсуда Евгений Рузин подтвердил это решение.

Сейчас Тимошенко находится на пути в колонию. 30 августа Шилова опубликовала на своей странице письмо мужа, отосланное 20-21-го числа с этапа - из СИЗО-1 в Кирове. Из письма, заметила жена политзека, следует, что из Петербурга его забрали с нарушением правил - без вручения уведомления о вступлении приговора в законную силу.

Срок по первому делу Тимошенко получил за подготовку к подрыву стены Новгородского кремля во время фестиваля "Ганзейские дни Нового времени", который проводился в городе 18-21 июня 2009 года. Как утверждалось, в квартирах националиста в Новгороде, а также в Кисловодске, откуда он родом, силовики нашли самодельные бомбы, взрывчатку, боеприпасы, пневматическое оружие и экстремистские материалы. Взрывом, заявлялось в деле, обвиняемый хотел привлечь внимание к проблемам "России и русского народа".

Тимошенко задержали за несколько дней до фестиваля, 11 июня 2009-го. Следствие вела ФСБ. Националисту вменили часть 1 статьи 30 - часть 1 статьи 205 (подготовка к теракту), часть 1 статьи 222 (незаконный оборот оружия) и часть 1 статьи 223 УК (незаконное изготовление оружия).

Процесс вела коллегия Новгородского облсуда под председательством Алексея Гричаниченко. На первых же слушаниях по существу, прошедших 2 декабря 2009 года, Тимошенко признал вину. 26 мая 2010-го он был осужден к сроку пять с половиной лет.

Между тем в 2011 году Тимошенко доставили в Кисловодск и там повторно осудили по статьям 222 и 223 УК, вменив те же эпизоды, что и в Новгороде. Этим приговором срок заключенному был увеличен на два года.

В конце 2017 года жюри премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" присудило Тимошенко орден "За мужество".

До этапа политзек содержался в ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) ИК-7 "Яблоневка" в Петербурге. Весной нынешнего года он по неизвестной причине согласился дать НТВ интервью для пропагандистского фильма "Опасная сеть", посвященного пензенскому и петербургскому делам "Сети". На опубликованных кадрах Тимошенко рассказывает, что для подрыва здания необходимо очень большое количество взрывчатки. После фрагмента с Тимошенко пропагандисты клевещут на адвоката Черкасова, который защищает также фигуранта петербургского дела "Сети" Виктора Филинкова.

"Из полутора часов интервью - 30 секунд, выдранных из контекста", - прокомментировала Шилова появление мужа в сюжете НТВ.

03.09.2018


новость Новости по теме