новость Дело приморских партизан: Кириллов и Никитин отвергли причастность к убийству

24.04.2018
Приморские партизаны в краевом суде. Фото: arsvest.ru

Приморские партизаны в краевом суде. Фото: arsvest.ru

Фигуранты дела приморских партизан Максим Кириллов и Алексей Никитин, выступая в Приморском крайсуде с последним словом после обсуждения обвинительного вердикта присяжных, заявили о своей непричастности к убийству наркоторговцев. Об этом сообщает "Коммерсант".

В свою очередь, третий подсудимый, Вадим Ковтун, заявил: "Моя роль в совершении преступления незначительна. Я ранее не привлекался к уголовной ответственности, у меня положительные характеристики, я выплатил моральный и материальный вред потерпевшим". Он заверил, что "вся эта ситуация послужила ему большим уроком", и попросил назначить ему условный срок.

Александр Ковтун (младший брат Вадима) и Владимир Илютиков от выступления с последним словом отказались.

Оглашение приговора судья Евгений Гаврилов назначил на 3 мая.

26 июня прошлого года, на первых слушаниях по существу дела, о своей невиновности заявляли не только Кириллов и Никитин, но и Ковтун-старший. 29 ноября этот фигурант отказался от работавшего с ним адвоката по назначению, пояснив, что защитник убеждает его признать вину.

Ковтун-младший и Илютиков с самого начала процесса отказывались комментировать предъявленные обвинения.

В понедельник прокурор Лина Чернявская запросила для оправданных по итогам предыдущего разбирательства Никитина и Ковтуна-старшего 24 года и 8 лет 1 месяц строгого режима соответственно. 25-летний срок, назначенный в первом процессе Ковтуну-младшему, Чернявская с учетом частичного сложения наказаний попросила оставить без изменений, срок Илютикову - увеличить до 24 с половиной лет (на полгода), а Кириллову - до 21 года 10 месяцев (на 2 года 10 месяцев).

Пожизненных сроков судья Приморского крайсуда Евгений Гаврилов назначить фигурантам не может, поскольку присяжные признали всех их заслуживающими снисхождения.

Также прокурор попросила удовлетворить гражданские иски на сумму 300 тысяч рублей, поданные к подсудимым потерпевшими по делу - родственниками погибших наркодельцов.

Как передавал "Интерфакс - Дальний Восток", адвокаты подсудимых назвали запрошенные прокурором сроки слишком суровыми и указали на смягчающие обстоятельства. Оксана Усова, защищающая Никитина, заявляла в частности, что ее клиент активно способствовал расследованию дела. Как это соотносится с заявлением самого подсудимого о непризнании вины, агентство не пояснило.

Михаил Табаков, представляющий Кириллова, также сослался на "менее активная роль" своего подзащитного в убийстве, хотя сам политзек обвинение полностью отвергает.

Между тем адвокат Ковтуна-старшего заявил об отсутствии состава преступления в действиях своего клиента, притом что сам подсудимый теперь по крайней мере частично согласился с обвинением. По данным "Интерфакса - Дальнего Востока", имя адвоката - Сергей Ильин. Между тем именно этот юрист защищал Ковтуна в начале процесса. В этой связи не понятно, от чьих услуг подсудимый отказался осенью. Судья Гаврилов тогда отвод принял и объявил в слушаниях перерыв для поиска обвиняемому нового адвоката.

Антон Бабич, защищающий Илютикова, запросил для своего подзащитного "максимально мягкое наказание". О смягчающих обстоятельствах заявила и Елена Мыльникова, адвокат Ковтуна-младшего.

В процессе рассматривался лишь один эпизод дела. Это убийство четверых наркодельцов - Дмитрия Макаренко, Владимира Пономаренко, Алексея Соловьева и Виктора Науменко, - совершенное в сентябре 2009 года в Кировском районе Приморья. Верховный суд отменил сначала обвинительный, а затем оправдательный приговор по этому эпизоду. Приговор по другим эпизодам вступил в законную силу.

Обвинительный вердикт присяжные вынесли 10 апреля. Все подсудимые были объявлены виновными в убийстве четырех наркодельцов, а Никитин - также в участии в организованной преступной группе.

Отмечалось, что по крайней мере часть фигурантов, выступая 3 апреля с последним словом перед присяжными, заявили о своей невиновности и указали заседателям на нестыковки в деле.

Ковтун-старший и Никитин после оправдания в 2016 году находились под подпиской о невыезде. Однако в середине марта судья Гаврилов по ходатайству Чернявской отправил в СИЗО Никитина, а 17 апреля - Ковтуна.

Ковтун-младший, Илютиков и Кириллов остаются в СИЗО с 2010 года, поскольку раньше они получили сроки по другим эпизодам и в части этих эпизодов приговор был подтвержден.

Первый приговор по делу партизан вынес 28 апреля 2014 года судья Приморского крайсуда Дмитрий Грищенко - также на основании вердикта присяжных. Ковтун-младший, Илютиков и Никитин были осуждены к пожизненным срокам, Роман Савченко - к 25 годам строгого режима, Кириллов - к 22 годам, а Ковтун-старший - к 8 годам 2 месяцам строгого режима.

Однако 21 мая 2015-го Верховный суд отменил приговоры в части эпизода убийства наркодельцов и направил этот эпизод на новое рассмотрение. Соответственно были уменьшены сроки: Ковтуну-младшему - до 25 лет строгого режима, Илютикову и Савченко - до 24 лет, Кириллову - до 19 лет.

Поскольку Савченко убийство наркодельцов не вменялось, все судебные разбирательства в отношении него завершились, и с осени 2015 года он содержится в ЛИУ-1 в Барнауле - фсиновской больнице для алкоголиков, наркоманов и осужденных с туберкулезом и СПИДом.

Между тем 20 июля 2016 года присяжные по итогам повторного рассмотрения эпизода вынесли оправдательный вердикт всем подсудимым. Заседатели семью голосами против пяти сочли событие преступления недоказанным. 28 июля судья Марина Каракуян огласила оправдательный приговор фигурантам.

Однако прокурор Андрей Камболин, поддерживавший обвинение как в первом, так и во втором процессах, обжаловал приговор в ВС, сославшись на ряд процессуальных нарушений. Между тем изъятие судьей Каракуян из дела признательных показаний подсудимых было полностью законным, поскольку эти показания следствие получило с нарушением УПК. Относительно же включения в коллегию граждан, которые по закону не могли быть присяжными, адвокаты фигурантов отмечали, что они участвовали в процессе по указанию самого Камболина. Это, поясняли защитники, обычная уловка прокуратуры, применяемая на случай, если потребуется обжаловать приговор.

Несмотря на возражения защиты, 26 декабря 2016 года оправдательный приговор фигурантам дела был отменен.

24.04.2018


новость Новости по теме