Прошли предварительные слушания по делу Карауловой
В Московском окружном военном суде прошли предварительные слушания по делу студентки Варвары Карауловой (Александры Ивановой), обвиняемой в попытке примкнуть к "Исламскому государству". Об этом сообщает Интерфакс.
Судья Александр Абабков по ходатайству прокурора продлил Карауловой срок содержания в СИЗО до 13 декабря, то есть на три месяца с момента поступления дела в суд.
Сама обвиняемая, как и ее адвокаты, настаивали на смягчении меры пресечения. Адвокаты Сергей Бадамшин и Гаджи Алиев добивалась освобождения Карауловой под залог либо подписку о невыезде либо по крайней мере перевода ее под домашний арест. "В моей подзащитной нужно увидеть ребенка, студентку, которая привлекается к уголовной ответственности впервые, - приводит ТАСС слова Бадамшина. - Ей вменяется приготовление к преступлению, то есть самого преступления не было. Все построено только на предположениях".
Однако доводы защиты Абабков проигнорировал.
Также в ходе заседания прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела Карауловой коллегией из трех судей в закрытом режиме. Он сослался на то, что в деле есть материалы, составляющие государственную тайну.
Обвиняемая и ее защита, напротив, настаивали на проведении открытого процесса. "В деле есть один лист, где содержатся секретные данные сотрудника ФСБ, - заметил Бадамшин. - Иных секретных материалов в деле нет". Он добавил что, "если есть необходимость закрыть какие-то сведения, это можно сделать и в открытом судебном заседании".
Какое решение вынес Абабков по этому вопросу, ни Интерфакс, ни ТАСС не уточняют.
Слушания по существу дела назначены на 5 октября.
В мае 2015 года 19-летняя второкурсница Караулова ушла из дома - по утверждению ФСБ, чтобы присоединиться к ИГ в Сирии. Как выяснилось, она увлеклась идеями радикального ислама, но держала свои убеждения в тайне от родителей. Очевидцы утверждали, что после выхода из дома студентка переодевалась в хиджаб.
4 июня Караулову задержали в турецком городе Килис у границы с Сирией. Неделю спустя студентку доставили в Москву.
СКР провел доследственную проверку по фактам возможного участия Карауловой в деятельности экстремистского сообщества и ее вербовки. По итогам проверки он в конце июля 2015-го отказал в возбуждении дела против студентки. После этого она сменила имя и фамилию, получив документы на имя Александры Ивановой.
Между тем ФСБ 23 октября открыла против студентки дело по части 1 статьи 30 - части 2 статьи 205.5 УК (приготовление к участию в деятельности террористической организации). С учетом части 2 статьи 66 УК (назначение наказания за неоконченное преступление) Карауловой грозит до пяти лет колонии.
27 октября подозреваемая была задержана, а на другой день Лефортовский райсуд арестовал ее. Студентку поместили в СИЗО-2 центрального главка ФСИН "Лефортово", неофициально контролируемый ФСБ. Позже ей предъявили официальное обвинение.
8 февраля 2016 года стало известно, что Караулова отказалась от признательных показаний. По ее словам, в Сирию она ехала к любимому мужчине, а не для вступления в ИГ.
7 апреля появилась информация, что по результатам психиатрической экспертизы в Центре им. Сербского студентка признана вменяемой. Бадамшин заметил, что подобный итог для него не является неожиданным, однако к заключению медиков отнесся скептически.
Мать обвиняемой Кира Караулова настаивает на том, что ее дочь страдает психическим заболеванием. Между тем ФСБ утверждает, что студентка здорова, так как не состоит на учете в психдиспансере.
Информация о завершении расследования появилась 29 августа. В деле 14 томов. При этом, как заметила сама Караулова в ходе предварительных слушаний, бóльшую часть материалов дела составляет ее переписка.
В конце февраля защита Карауловой подала жалобу в ЕСПЧ. Адвокаты обвинили Россию в нарушении статей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции.
2 сентября сообщалось, что адвокаты Бадамшин и Алиев обратились в Конституционный суд с заявлением по поводу недопуска их к подзащитной. В ноябре 2015 года, говорится в заявлении, сотрудники "Лефортова" девять раз отказали юристам в свиданиях с Карауловой, ссылаясь на отсутствие разрешения от следователя ФСБ Е. Зотчика, который вел дело.
Это, подчеркнули адвокаты, нарушило конституционные права обвиняемой. Свидание защитнику с клиентом, заключенным в СИЗО, должно предоставляться лишь по предъявлении адвокатского удостоверения и ордера. "Истребование у адвоката иных документов запрещается", - говорится в статье 18 закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Ранее Бадамшин и Алиев обращались в Лефортовский райсуд Москвы с административным иском к СИЗО, в котором требовали устранить нарушение. Однако суд отказал в иске, сославшись в том числе на статью 18 закона о содержании под стражей.
В своем заявлении Бадамшин и Алиев подчеркнули необходимость разрешить коллизию. Из-за "злонамеренной подмены понятий", отметили юристы, вместо разрешения на свидание появилось "понятие обязательного получения адвокатом уведомления... от лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, о допуске к участию в деле". В этой связи они заявили о необходимости признать положения статьи 18 закона противоречащими Конституции.