статья Сохрани мою речь

29.12.2014

В уходящем году нам вновь пришлось много писать о репрессиях, нагло сфабрикованных делах, жестоких судебных расправах. При этом сами политзаключенные показывали образцы мужества, достоинства и красноречия. Мы выбрали лучшие выступления подсудимых на политических процессах в 2014 году.

 ФЕВРАЛЬ 

АЛЕКСЕЙ ПОЛИХОВИЧ

Студент. Осужден по Болотному делу ("первая волна") к 3,5 года общего режима по ч.2 ст.212 (участие в массовых беспорядках) и ч.1 ст.318 (применение неопасного насилия к представителю власти).

Замоскворецкий суд Москвы, 5 февраля. Последнее слово подсудимого.

Алексей Полихович, болотный узник
Брошенный лимон, удержание барьеров, мифические антиправительственные лозунги квалифицируются как участие в массовых беспорядках, хотя в тексте 212-й статьи УК РФ подобного нет. К определению наличия или отсутствия преступления у нас подходят творчески. Закидывание ярославского ОМОНа пластиковыми креслами на стадионе называют вандализмом, а действия, совершенные при разгроме овощебазы в Бирюлеве, более агрессивные, чем мои, - хулиганством. При этом не происходит привязки к совокупности происходившего вокруг. Опрокидывание урны на фоне разбитых витрин и перевернутых машин в Бирюлеве не становится паззлом для массовых беспорядков. Почему же в нашем случае эфемерная угроза общественному порядку материализуется в тысячах страниц уголовного дела? Потому что нас преследуют не с целью оценить наши поступки справедливо.

На самом деле очень многие могли оказаться на нашем месте, что бы они ни делали 6 мая на Болотной. Мы взяты в заложники властью у общества. Нас судят за болезненное ощущение чиновников от гражданской активности 2011-2012 годов, за фантомы полицейских начальников. Нас сделали персонажами спектакля наказания общества. По обвинению в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти считаю себя невиновным.


 АПРЕЛЬ 

БОРИС СТОМАХИН

Публицист. Повторно осужден за тексты в интернете. Отбывает 6,5 лет строгого режима по статьям 280, 282, 205 (публичные призывы к экстремизму, возбуждение ненависти либо вражды, приготовление к публичному оправданию терроризма с использованием СМИ). В конце года стал обвиняемым по третьему уголовному делу - о публичных призывах к терроризму. В 2006-2011 годах Стомахин уже отбыл пятилетний срок за свои сочинения.

Бутырский районный суд Москвы, 17 апреля. Последнее слово подсудимого.

Борис Стомахин, политзаключенный
Вся фабула прошедшего на наших глазах вот этого позорного политического процесса укладывается в известную поговорку "Правда глаза колет". Все эти цитаты, которые мне были инкриминированы в этом так называемом обвинительном заключении, - все это чистая правда, все это действительно колет им глаза, и вот они бесятся и пытаются наказывать за это безумными срока́ми. Под всеми этими цитатами я подписываюсь обеими руками еще раз. Никакие их судилища, никакие тюрьмы и лагеря меня не заставят отказаться от собственных убеждений.

Если мы даже хотя бы на минуту попробуем отвлечься от таких чудовищных преступлений путинского режима, как взрывы домов в Москве в 99 году, геноцид чеченского народа, массовые убийства заложников в Беслане и в "Норд-Осте", политические убийства за пределами России и акты международного терроризма - убийства Яндарбиева, Литвиненко, Березовского, покушение на Ющенко в 2004 году, нападение на Грузию в 2008 году, взрыв самолета Качиньского в 2010 году под Смоленском и, наконец, нынешняя агрессия против Украины, аншлюс Крыма, - если вот от всех этих чудовищных преступлений путинщины на минуту хотя бы мы отвлечемся, - то все равно у нас еще в запасе остаются закон 2002 года о так называемом экстремизме, остаются статьи Уголовного кодекса номер 280, 280.1 свежепринятая, 282, 205.2, карающие исключительно за мысли и слова, за мыслепреступления. У нас остается еще так называемый федеральный список экстремистских материалов на сайте Минюста. И, наконец, у нас остаются такие, как этот нынешний, политические процессы против инакомыслящих по всем вышеназванным статьям Уголовного кодекса и сотни, если не тысячи, политзаключенных, сидящих за высказывание своего мнения.

И вот этого всего, что я сейчас перечислил, абсолютно достаточно, для того чтобы признать и вслух заявить, что государство Российская Федерация является преступным государством и не имеет права на существование. Оно не имеет права на существование в той же степени, в какой права на существование не имели гитлеровский рейх и сталинский СССР, традиции которого в области подавления свободы слова нынешняя Россия полностью наследовала. В нынешней Российской Федерации снова восстановлен тоталитаризм, она сполна доказала свою абсолютную неспособность ни к каким реформам, к существованию по правилам свободы, и поэтому она должна быть ликвидирована. Это абсолютно неизбежно, и нет альтернативы этому. Она должна быть ликвидирована любым доступным способом, самый простой и верный из которых - это разделение ее на части. Поэтому поддержка всех имеющихся национально-освободительных движений всех народов и регионов на территории России становится долгом совести каждого честного человека в мире.


 ИЮЛЬ 


РУСЛАН КУТАЕВ

Правозащитник, президент Ассоциации народов Кавказа. Осужден на 4 года общего режима по ч.2 ст.228 (незаконное хранение наркотиков в крупном размере без цели сбыта).

Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики, 4 июля. Последнее слово подсудимого.
Руслан Кутаев, политзаключенный
Я всю жизнь генетически гордился и даже хвастался отчасти, что я чеченец. Потому что для меня это синоним свободы. Невероятно четко обозначенное чувство справедливости и чести. Уже умудренный опытом, общественный деятель, политик, философ, я, находясь в этой клетке, повторяю: я – свободный чеченец. Мне ни перед кем не приходилось извиняться за предательство. Я имею много друзей. Здесь, в этом зале, и за пределами этого суда - мои друзья. Школьные, друзья, которые со мной учились в институте, служили в армии, из всех стран бывшего СССР. Они все меня поддерживают, потому что я никогда их не предавал и никогда себе не изменял.

Я понимаю, что смутные времена наступали в истории всех народов. К великому моему сожалению, в моей республике СЕЙЧАС смутные времена. А в смутные времена за свою позицию надо платить. И поэтому сегодня я нахожусь здесь.


 АВГУСТ 


АЛЕКСЕЙ ГАСКАРОВ

Антифашист. Осужден по Болотному делу ("вторая волна") к 3,5 года общего режима по ч.2 ст.212 (участие в массовых беспорядках) и ч.1 ст.318 (применение неопасного насилия к представителю власти).

Замоскворецкий суд Москвы, 4 августа. Последнее слово подсудимого.

Алексей Гаскаров, болотный узник
Фактически в рамках нашего дела из полицейских хотели сделать касту неприкасаемых. Когда шла общественная дискуссия вокруг Болотного дела, всегда звучала одна и та же фраза: "Полицию бить нельзя". Даже в нашей ситуации из 30 человек, которые были привлечены по Болотному делу, реально только трое наносили удары полицейским. При этом вся сложность этой ситуации примитивизировалась одной фразой: "Полицию бить нельзя".

Но, как мне кажется, подобная постановка вопроса выбрасывает и полностью уничтожает какую-либо критику по отношению к власти. Не можем же мы забывать о том, что многие страшные вещи происходили в нашей стране (например, в эпоху большого террора), и все эти преступления совершали люди в форме, и все, что они делали, фактически было законным. А сейчас нам говорят: нет, не должно быть никакого критического переосмысления данной ситуации, необходимо просто тупо подчиняться тезису, который многократно повторялся на обсуждении нашего дела.

Основное, что хотелось бы сказать: очень бы хотелось, чтобы, Ваша честь, не получилось так, что после нашего процесса говорить о праве как о выражении принципа справедливости станет признаком плохого тона. Мне хотелось бы, чтобы наш процесс не преследовал никаких прочих целей политических, которые были навязаны, были обозначены - и в материалах дела все это есть, - а судили бы нас за то, что мы реально совершили. Но если в этой стране путь к свободе лежит через тюрьмы, то мы готовы его пройти.

НАДЕЖДА САВЧЕНКО

Украинская летчица, депутат Верховной рады. В июне взята в плен боевиками ЛНР и помещена в российское СИЗО по обвинению в убийстве журналистов. Савченко вменяются ч.5 ст.33, пп «а, б, е, ж, л» ч.2 ст.105 (пособничество в убийстве двух или более лиц в связи с исполнением ими служебного долга, совершенное общеопасным способом группой по предварительному сговору по мотивам политической и национальной ненависти).

Суд Советского района Воронежа, 27 августа. Выступление на заседании по продлению ареста.

Надежда Савченко, политзаключенная
У вас нет справедливости, у вас нет закона. Ваша власть - это просто... Слава Богу, у нас уже нет Януковича. Буду верить, что у вас скоро не будет Путина.


 СЕНТЯБРЬ 

ОЛЕГ СЕНЦОВ

Кинорежиссер, похищенный ФСБ в Симферополе 10 мая. Был подвергнут пыткам. Содержится в московском СИЗО "Лефортово" по сфабрикованному обвинению в терроризме (ст. 205 и 222 УК РФ).

Лефортовский суд Москвы, 29 сентября. Выступление на заседании по продлению ареста.

Олег Сенцов, крымский узник
Следственные органы, слуги закона занимаются таким бредом, но не могут уже четыре месяца по моему заявлению найти оперативников, которые меня пытали, издевались и били. Присутствующие здесь следователи знают их в лицо, но их найти невозможно: это как поймать самого себя - это нереально. С таким же успехом можно глянуть в унитаз, спросить: "Кто пытал Сенцова?" Ответа не будет.

Поэтому можно даже не тратить на это время, как не тратить время и на вопросы, что делали и за что погибли псковские десантники под Донецком, которых сейчас хоронит тайно, исподтишка ваша страна.

Я не знаю: вот вы, государственные служащие, как вы считаете, что система, построенная на такой тотальной лжи, будет держаться вечно? Даже ваши руководители, которые еще бегают по палубе тонущего корабля и надувают щеки, делают вид, что все хорошо, не понимают, что он уже идет медленно ко дну? Поэтому я могу пожелать России скорее выйти из этого мрака и стать наконец-то свободной. А все, у кого совесть нечиста, могут начинать учить, как правильно пишется слово "люстрация".

ДАНИИЛ КОНСТАНТИНОВ

Лидер "Лиги обороны Москвы". Обвинялся по ч. 1 ст. 105 (убийство). На повторном процессе осужден по п."а" ч.1 ст.213 (хулиганство с применением оружия) на три года колонии-поселения, амнистирован после двух с половиной лет в СИЗО. Уехал из России.

Чертановский райсуд Москвы, 29 сентября. Последнее слово подсудимого.

Даниил Константинов, бывший политзек
Если в остальных случаях основой для преследования является уголовно-правовая интерпретация тех или иных событий и действий (коммерческих сделок, массовых акций, выступлений), то в деле Константинова обвиняемый грубо вмонтирован в событие преступления, к которому он не имеет вообще никакого отношения: не был на месте преступления, не знаком с потерпевшими и нападавшими, ничего о преступлении не знает. Уголовное дело сфабриковано «под ключ» и полностью под Константинова. Метод борьбы с Константиновым грубее, жестче, бесцеремоннее, чем остальные репрессивные меры против оппозиции. Аналоги мне неизвестны.

...Инициаторы этого дела думают, что наша семья успокоится, смирится с тем, что их сына и мужа отправят в лагерь на долгие годы по липовому обвинению. Но этому не бывать. Знайте: мы не смиримся, я и мои близкие, мы будем бороться за правду в этом деле. Если понадобится - до скончания наших дней. Имейте это в виду.


 ДЕКАБРЬ 


АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ

Основатель Фонда борьбы с коррупцией, экс-кандидат в мэры Москвы. Фигурант нескольких уголовных дел. По "делу Ив Роше" вместе с братом Олегом обвиняется по ч.4 ст.159 (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору и с использованием своего служебного положения) и п."а" ч.3 ст.174.1 (отмывание денежных средств группой лиц по предварительному сговору).

Замоскворецкий суд Москвы, 19 декабря. Последнее слово подсудимого.

Алексей Навальный, политзаключенный
...Все построено на вранье, на ежечасном вранье, понимаете? И чем более убедительные доказательства чего-либо приносит любой из нас, с тем большим враньем мы сталкиваемся. Это вранье стало механизмом, который использует государство, оно стало сутью государства. Мы смотрим выступления первых лиц - там же вранье от первого до последнего слова, в крупных вещах и в мелочах. Вчера выступает Путин и говорит: «У нас нет дворцов». Да мы фотографируем эти дворцы в месяц по три штуки. Выкладываем, показываем. «Нет у нас дворцов»... Нет у нас олигархов, которые кормятся за счет государства. Да вот же, пожалуйста, документы посмотрите, как руководитель РЖД на кипрские и панамские офшоры половину уже госкорпораций оформил.

Зачем терпеть это вранье? Зачем смотреть в стол? Извините, что я вас в философию уже втягиваю, но жизнь слишком коротка, чтобы в стол смотреть. Я не успел оглянуться - мне уже почти 40. Не успею оглянуться - внуки. А потом мы все не успеем оглянуться, и мы уже все лежим в постели, вокруг стоят родственники, которые только и думают: «Скорее бы он уже отдал концы и освободил жилплощадь». И в какой-то момент мы будем понимать, что не имело смысла вообще ничего из того, что мы делали, для чего мы смотрели в стол и молчали. Смысл имеют в нашей жизни только те моменты, когда мы делаем что-то правильное. Когда нам не нужно смотреть в стол, а мы можем просто посмотреть друг другу в глаза, просто поднять эти глаза. А все остальное смысла не имеет.

...Я никогда не соглашусь с той системой, которая выстроена сейчас в стране, потому что эта система направлена на то, чтобы грабить всех, кто находится в этом зале. Ведь у нас все выстроена таким образом, что существует на самом деле хунта. 20 человек, которые стали миллиардерами, которые захватили все: от госзакупок до продажи нефти. Есть тысяча человек, которые находятся на кормежке у этой хунты. Не больше тысячи человек на самом деле: депутаты, жулики. Есть несколько процентов, которым это не нравится. И есть миллионы глядящих в стол. Я не остановлю свою борьбу вот с этой хунтой. Я буду продолжать борьбу с этой хунтой, баламутить, агитировать как угодно этих людей, которые глядят в стол. Вас в том числе. Я не остановлю это никогда.

29.12.2014