В Госдуму внесен проект закона о запрете клеток и стеклянных камер в судах
Пять членов Совфеда внесли в Госдуму законопроект о запрете в залах судов клеток и стеклянных камер для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. Об этом сообщает РБК.
Документ подготовили сенаторы Андрей Клишас, Алексей Александров, Александр Башкин, Людмила Бокова и Ахмат Салпагаров. Поправки предлагается внести в статью 9 УПК (уважение чести и достоинства личности).
В карточке законопроекта на сайте нижней палаты тексты документа и пояснительной записки к нему по состоянию на 17 часов мск не опубликованы; цитаты из записки приведены в заметке РБК.
Авторы указывают, что обвиняемые, находясь в клетке или стеклянной камере, оказываются физически и психологически изолированы от судебного заседания. "В первую очередь это касается контакта со своим адвокатом и, соответственно, реализации его права на получение квалифицированной юридической помощи", - говорится в пояснительной записке.
Также сенаторы отмечают, что общество "в целом уже негативно воспринимает" такую практику.
В записке присутствует ссылка и на решение ЕСПЧ по делу "Свинаренко и Сляднев против России", вынесенное в июле 2014 года. Содержание обвиняемых в клетках было признано нарушением статьи 3 (запрещение пыток и унижающего достоинство обращения) Европейской конвенции.
В комментарии РБК Клишас также отметил, что помещение обвиняемых в клетки и стеклянные камеры нарушает принцип презумпции невиновности.
Вопрос о том, чем заменить клетки и камеры, добавил сенатор, будет согласовываться "между соответствующими ведомствами, которые отвечают за безопасность всех участников процесса".
Законопроект разработан по указанию спикера Совфеда Валентины Матвиенко, которое было дано в октябре Клишасу как председателю комитета по конституционному законодательству. В июле нынешнего года спикер раскритиковала практику содержания обвиняемых в клетках, назвав ее "негуманной" и "недостойной" и напомнив о принципе презумпции невиновности. В российских судах, добавила она, подсудимый должен сидеть за столом с адвокатом, как это принято в Европе.
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев в целом поддержал Матвиенко. Он сообщил, что в ВС обсуждается возможность замены клеток барьерами.
Именно за барьеры помещали подсудимых в Советском Союзе. Клетка впервые была использована уже после распада СССР, в 1992 году, в Ростовском облсуде во время разбирательства по делу сексуального маньяка Андрея Чикатило. С 1994-го клетки постепенно появились и в других судах, где рассматриваются уголовные дела. С начала 2000-х эти конструкции стали заменять стеклянными камерами.
Решение, вынесенное в 2014 году ЕСПЧ, российскими судами игнорируется. Так, в декабре 2016 года, когда начался процесс болотника Максима Панфилова, защита потребовала не запирать подсудимого в стеклянную камеру. Однако помощник замоскворецкого межрайонного прокурора Елизавета Апухтина, поддерживавшая обвинение в процессе, возразила: "Содержание в клетке, конечно, нарушает некоторые права, но так у нас принято". Судья Замоскворецкого райсуда Москвы Елена Аверченко заняла сторону Апухтиной.
Месяц спустя ЕСПЧ присудил компенсации еще трем россиянам за содержание в клетках. В нынешнем году компенсации за это были назначены ряду фигурантов Болотного дела.